​В столице СКФО появится музей под открытым небом


Директор Пятигорского краеведческого музея С. Савенко при поддержке министерства культуры СК добился финансирования проекта воссоздания музея древностей под открытым небом.

Его открытие планировалось в сентябре 2015 года, ко Дню города Пятигорска. Но федеральные средства пришли слишком поздно, поэтому их освоение, по-видимому, будет перенесено на будущий год. Не до конца решен вопрос и отвода земли, один из рассматриваемых вариантов – участок на горе Горячей в районе Китайской беседки. Для воплощения задуманного была выбрана наиболее рациональная форма – круглая площадка около 25 метров в диаметре, разделенная на 12 радиальных секторов.

Авторы проекта намерены возродить существовавший в Пятигорске в 1850 году музей древностей, который включал в себя памятники различных районов и исторических эпох Северного Кавказа и Предкавказья. Как рассказал газете директор Пятигорского краеведческого музея С.Н. Савенко, первый на Северном Кавказе музей древностей под открытым небом располагался в Николаевском цветнике перед Елизаветинской (ныне – Академической) галереей.

Она получила такое название, потому что минеральный источник возле нее был назван известным московским врачом Ф. Гаазом в честь супруги Александра I – Елизаветы Александровны.

Музей древностей существовал в Пятигорске как полноценный комплекс в течение более 30 лет (1850-1881 годы). Идея его создания связана с именем путешественника – членом Одесского общества истории и древностей А.С. Фирковичем. В конце 40-х – начале 50-х годов девятнадцатого столетия, объехав весь регион, он осознал, что древности на Северном Кавказе в условиях еще продолжавшейся Кавказской войны могут быть навсегда потеряны. В этом с А.С. Фирковичем был полностью согласен кавказский наместник князь М.С. Воронцов. Важным было и создание, развитие, приведение в должный порядок садов, скверов и цветников на юго-западных отрогах горы Машук. Со второй половины 1840-х годов этим делом руководил архитектор английского происхождения Самуил Уптон. Привлеченный сюда М.С. Воронцовым из Крыма, С.И. Уптон также тяготел к памятникам древности и старым архитектурным стилям.

В этом он продолжал традицию своих предшественников – архитекторов братьев Бернардацци. Один из них, Иосиф, посещал, зарисовывал и исследовал памятники археологии региона. Таким образом, в конце 1840-х годов мысль о создании музея под открытым небом в Пятигорске нашла здесь вполне подготовленную почву. Елизаветинский цветник стал местом, где на продолжительное время каменные монументы обрели вторую «музейную» жизнь.

Музей создавался при активном участии дирекции Кавминвод. Так, в середине 1849 года на средства Дирекции была организована доставка «Дука-Бека» от Этокского поста в районе станицы Зольской. Этот памятник всегда привлекал особое внимание любителей древностей и ученых. В последние десятилетия он стал еще более популярным, так как его пытаются отнести к различным эпохам и историко-культурным мирам. Рядом с Этокским изваянием занял свое место крупный четырехконечный каменный крест с греческой надписью. Он был обнаружен А.С. Фирковичем весной того же года в станице Кисловодской на земле есаула Обухова, который нашел его в 1846 году в районе хорошо известного специалистам средневекового бытового комплекса городского типа – Рим-горы (в окрестностях Кисловодска). Этот крест, доставленный в Пятигорск, помещен был по левую сторону бульвара, ближе к лестнице, ведущей к галерее.

Затем на центральную клумбу Елизаветинского цветника были перевезены и установлены в левой ее части одно полное и одно фрагментарное средневековые изваяния из станицы Ессентукской. Среди них выделялся знаменитый крупный Эльхотовский крест с надписью, украшенный сюжетными изображениями и дополнительными крестами. Крест, также обнаруженный Фирковичем за рекой Терек у Татартупского минарета, сначала был отправлен во Владикавказ, а уже оттуда перевезен в Пятигорск. Частью собрания «музеума» стал тогда так называемый «каменный порог» или «жертвенный камень» из двух частей с изображениями пар животных, направленных друг к другу.

В результате в музейный комплекс под открытым небом вошло первоначально от 7 до 11 крупногабаритных каменных предметов и фрагментов. Имеются косвенные данные еще об одном изваянии, найденном

А.С. Фирковичем в окрестностях Пятигорска и поставленном им в музей. Это половецкая статуя, изображающая женщину в полный рост – в длинной одежде, головном уборе, с тремя ожерельями и сосудом в руках. Судьба ее сложна. Есть сведения, что во время подготовки к одной из встреч важной персоны из семьи Романовых в 1850-е годы статую перевезли в Ставрополь и она находилась у здания городской Думы. Когда же в 1865 году готовилось открытие Кавказского музея в Тифлисе, изваяние «перекочевало» через горный хребет.

Свертывание музея под открытым небом связывают с именем председателя Московского Археологического общества графа А.С. Уварова. Он был в Пятигорске в 1881 году накануне V Археологического съезда в Тифлисе. Он не оставил без внимания Пятигорский «музеум» и помещенные в нем памятники посчитал ценными, выступил с инициативой их переправки в Москву, в готовящийся к официальному открытию Императорский Исторический музей. В этот центральный музей действительно попали «Дука-Бек», Эльхотовский крест, крест с Рим-горы и одно из изваяний. Судьба других памятников точно не известна.

В советский период каменные изваяния располагались также у бывших помещений музея краеведения на улице Крайнего (Базарной), проспекте Кирова (Советском) и в некоторых других местах. Часть этих памятников, к большому сожалению, была варварски уничтожена в 1950 году по инициативе и при попустительстве руководства городских коммунальных структур.

Созданный в 1850 году Музей древностей в Пятигорске включал в себя и сохранял для обозрения и изучения памятники различных районов и исторических эпох Северного Кавказа и Предкавказья. В таком же качестве предполагается его воссоздание. Для этого предусмотрено использование реальных экспонатов Пятигорского музея и воссоздание полномасштабных копий памятников (с применением современных технологий), хранящихся в Государственном Историческом музее в Москве («Дука-Бек», «Эльхотовский крест»), и некоторых других предметов (жертвенный камень). В дальнейшем музей под открытым небом предполагается пополнять.

По внешнему экспозиционному сегменту планируется установка четырех подлинных (фрагмент плиты от дольмена эпохи средней бронзы, каменная ступа позднебронзового века, мужское скифское изваяние, раннесредневековый надгробный крест с горы Бештау). В центре переднего ладьевидного экспозиционного сегмента будет размещена копия средневекового ритуального жертвенного камня, или «порога», с изображениями животных.

В центре верхнего лунарного сегмента будет установлен традиционный предмет нового времени – каменная молотилка–каток.

После его осмотра посетители смогут подняться на внутреннюю кольцевую дорожку и осмотреть центральный экспонат – полномасштабную копию статуи «Дука-Бек», которую сегодня ученые относят к 17 веку, но есть версии и о значительно более раннем ее происхождении. Этот памятник несет в себе черты древней северокавказской традиции, изображая фольклорные сюжеты и духовно-религиозные представления, в частности, о распространении христианства в регионе. Этот многозначный уникальный объект вполне заслуживает того, чтобы стать центральным экспонатом музея древностей под открытым небом.

После осмотра «Дука-Бек» посетители возвратятся по второй спирали из дорожек. Представленное экспозиционное решение позволит максимально полно представить экспонаты и информацию о них, показать особенности и единство культурного развития в рамках региона, что и является одной из основных целей воссоздания данного музея.

К. ПОЛЯКОВА