​Тибетская живопись Ивана Ковалева


В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств недавно открылась юбилейная выставка заслуженного деятеля искусств Калмыцкой АССР, искусствоведа, книжного графика и педагога Ивана Ковалева. Последняя большая экспозиция его работ была представлена в музее изоискусств в 2010 году, когда отмечалось 75-летие художника. Теперь же мастеру исполнилось 80 лет, и так совпало, что из них он 60 лет в искусстве. На юбилей И. Ковалева приехали его близкие и друзья со всего края, и даже из Калмыкии. И это не случайно, ведь становление художника состоялось именно в этой южной республике. Замминистра культуры и туризма Калмыкии Николай Санджиев напомнил на презентации, что Иван Ковалев был основателем Калмыцкой государственной картинной галереи и первым ее руководителем, а также одним из первых директоров детской художественной школы в Элисте. По его словам, невозможно переоценить значение исследовательской деятельности Ивана Ковалева в изучении калмыцкого изобразительного искусства. Немало теплых слов благодарности за его искусство было сказано и коллегами, и учениками мастера.

Как искусствовед И. Ковалев опубликовал целый ряд изданий, посвященных художникам Калмыкии, его заслуги в области книжной графики отмечены 14 дипломами Всероссийских и Всесоюзных конкурсов «Искусство книги». Одним из наиболее удачных признано оформление романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (на калмыцком языке). И. Ковалев оказался и одаренным педагогом. Уже в 19 лет в Калмыкии он преподавал рисование в детской художественной школе. В 1995 году по приглашению краевого управления культуры художник переехал в Ставрополь и стал главным хранителем краевого музея изобразительных искусств, где и работал до 2003 года. После ухода из музея И. Ковалев преподавал живопись на кафедре «Дизайн» в Северо-Кавказском гостехуниверситете.

В Калмыкии возник интерес художника к буддийским иконам, так называемым тхангкам – изображениям восточных богов на ткани. Сначала он их изучал, коллекционировал, а затем, получив специальное благоволение в Иволгинском дацане в Бурятии, стал пробовать себя в этом жанре - начал иллюстрировать буддийскую мифологию. Вот так и получилось, что православный художник стал писать буддистские иконы. Теперь коллекция его работ «Тибетская живопись Ивана Ковалева» часто экспонируется на выставках по всей России. Вот и на юбилейной выставке в Ставропольском музее изобразительных искусств они составили ядро экспозиции.

Танки, написанные И. Ковалевым, выдержаны в традициях тибетской и монгольской иконописи. В собрании тхангок Ковалева представлены различные божества: Авалокитешвара, Белая и Зеленая Тара, Самантабхадра, Манджушри, Ченрези, Гуру Падмасамбхава, Ганеша, также множество гневных божеств - Защитников. В манере письма И. Ковалева явно прослеживается стиль менсар (мангсар) или «новый менри». Это самый поздний стиль, он появился в XVII веке и стал очень популярен на территории Западного Тибета. Его основатель — Чоинг Гьяцо (1670-е годы). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств. Персонажи на тхангках отражают легенды о них. Их позы, расположение рук, ног, изображения глаз, постаментов, на которых они сидят – все это выдержано в традиционных представлениях о религиозном значении персонажей. Несмотря на кажущуюся простоту, процесс написания тхангки очень трудоемкий. Их пишут на ткани (по-тибетски тхангка переводится как «свиток») льняной или хлопчатобумажной, а для особо важных изображений используют шелк. Прежде всего, материал натягивается на деревянный подрамник. Затем грунтуется специальной пастой, приготовленной из животного клея и смешанной с порошком мела. Когда паста высыхает, поверхность тщательно полируют с обеих сторон. Начинают работу с рисунка, постепенно выполняя основные и второстепенные детали. После этого начинается процесс живописания. Интересно, что тхангка пишется не обычными красками, а непрозрачными минералами. Обычно добавляют малахит или киноварь, растительное сырье. Они смешиваются с животным клеем и желчью, чтобы сделать тхангку более стойкой. Самой важной частью работы над тхангкой является живописание золотом, это как бы заключительный аккорд. После окончания тхангка вшивается в парчовое обрамление.

На выставке много пейзажей, портретов, графики. Человек щедрой души, И. Ковалев центральное место в своей экспозиции выделил своим коллегам, друзьям, ученикам - П. Гречишкину, А. Соколенко, Ю. Бударину, Б. Данильченко, С. Дмитриевой, С. Ользятиевой, А. Резниковой, В. Тереховой.

Ирина Морозова