​Успеем ли спасти Кавминводы?


Уникальность особо охраняемого эколого-курортного региона РФ Кавминвод состоит в изобилии на его территории природных богатств с оздоровительными и лечебными факторами, в его неповторимом историко-архитектурном и культурном облике.

Как известно, основу целебных курортных ресурсов Кавминвод составляют около 130 источников минеральных вод различного состава, запасы иловой грязи озера Тамбукан и живописные ландшафты с целебным горным климатом. По качеству, богатству и разнообразию своих климатобальнеологических ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории, курортный регион Кавминвод признан единственным во всем мире и не имеет аналогов.

Еще в начале 1990-х годов на курортах региона отдыхало и оздоравливалось более 1 млн. туристов в год, причем не только со всех уголков страны, но и из-за рубежа. Но после развала СССР экологическая ситуация на курорте начала резко ухудшаться. Масштабные вырубки лесов, повсеместное строительство, особенно в первой и второй природоохранных зонах, где раньше это было категорически запрещено, стали представлять серьезную угрозу для целебного региона. Экологи забили тревогу: застройка в местах формирования минеральной воды грозит потерей целебных источников – основного бельнеоресурса курортов. Настоящей экологической бедой можно назвать санитарное состояние всего региона, антропогенная нагрузка все возрастает. Слишком много бытового мусора скапливается на обочинах автомобильных дорог, на транспортных остановках, в парках, в городских лесах и рекреационных зонах. По расчетам специалистов, из 350 тысяч тонн отходов легально утилизируется не более 200 тысяч тонн. Остальные отходы «оседают» на территориях региона и загрязняют окружающую среду, значительно ухудшают эстетический облик городов-курортов Кавминвод, сбор и утилизация мусора превратились в настоящую проблему.

Чтобы обезопасить курорты Кавминвод от экологической катастрофы 30 лет назад государством были организованы исследования курортных территорий, по итогам которых было принято Постановление Совмина РСФСР от 9 июля 1985 года № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае», которое и по сей день служит важным механизмом защиты Кавминвод от уничтожения. Однако создавшаяся ситуация сильно обострилась, политика «развития региона» за последние десятилетия привела к тому, что территории городских лесов стремительно сокращаются, вырубка деревьев под застройку отрицательно влияет на климатообразующий фактор, на состояние окружающей среды и целебных ресурсов курортов.

На проведенном в мае 2013 года тогдашним полпредом президента Александром Хлопониным совещании «О границах и соблюдении режимов зон санитарной (горно-санитарной) охраны в городах-курортах Кавказских Минеральных Вод» в своем выступлении Юрий Гусаков, бывший председатель
регионального общественного центра экологических проблем Кавминвод, напомнил, что до 1992 года вопросы развития всесоюзной здравницы решались на высшем государственном уровне с одним условием: Кавминводы должны быть не хуже лучших мировых курортов. Выполнялись все требования курортологии, гидрогеологии и экологии к охране природных ресурсов – лечебных и рекреационных.

В 1985 году была разработана «Территориальная комплексная схема охраны природы курортов Кавминвод («Терксоп КМВ») для определения комплекса мероприятий по сохранению и наиболее рациональному использованию уникальных курортологических ресурсов региона. Разработкой схемы, кроме института «Гипрогор», занимались еще 18 проектных институтов, НИИ, творческих мастерских. Но в 1991 году появился указ № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ – Кавказские Минеральные Воды» и постановление правительства РФ № 462, утвердившее «Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ».

Эти документы Ю.  Гусаков назвал необоснованными, считая, что с их появлением процесс развития курорта Кавминвод закончился, и началось его уничтожение. Созданный «Региональный общественный центр экологических проблем КМВ», в который вошли специалисты профильных наук, проводил анализ состояния природопользования, направляя результаты в краевые и государственные ведомства. Но, по словам Ю.  Гусакова, все уровни власти сообщения о правонарушениях в природопользовании курортных зон игнорировали: бездумно передавались в эксплуатацию коммерческим организациям и частным лицам скважины с лечебными минеральными водами, процветали самозахват территорий, «санкционированное местной администрацией освоение земельных участков в пределах первой и второй зон санитарной охраны и курортных парков.
Регион КМВ был превращен в территорию, где природоохранные законы не действуют. При этом отношения местной и федеральной власти имели «джентльменский характер»: пока местная власть уничтожала, федеральные чиновники не заявляли свои права на КМВ».

Новый план приватизации ОАО «Кавминкурортресурсы», принятый в 2009 году по ходатайству полпреда Хлопонина, отменили. Как пояснил Ю.  Гусаков, гидрогеологическая структура Кавминвод представляет собой единую водонапорную систему, где отдельные месторождения минеральных вод гидравлически связаны. Их сохранение обеспечивается строго сбалансированным отбором минеральной воды по каждому из месторождений, причем с учетом данных мониторинга эксплуатационные нагрузки постоянно корректируются. Сегодня эта система почти разрушена, так как частным предпринимателям переданы не только резервные участки, но и месторождения, обеспечивающие потребности курортов, а также скважины государственного мониторинга (что категорически запрещено законом). «Это преступное вмешательство чревато полным исчезновением лечебных минеральных вод»,  – восклицает Ю.  Гусаков.

Как отмечают эксперты, еще в 1993‑1995 годах химическое загрязнение почв городов-курортов достигало «опасного» и «чрезвычайно опасного» уровня. В Кисловодске на этот период содержание окиси углерода в центре города превышало предельно допустимую концентрацию в шесть раз. Сегодня площадь региона составляет 6 процентов площади края, но численность населения превышает 40 процентов краевой.

Давно беспокоит местных жителей состояние окружающей среды, качество целебных ресурсов, и те, кто приезжают на наши курорты поправить свое здоровье, констатируют очевидную деградацию городов Кавминвод. Напомним, что еще на прошедшем в Пятигорске весной 2012 года форуме «Эко-Машук» экологи выступали за сохранение природоохранных зон и против вырубки зеленых насаждений, обсуждали вопросы исчезновения памятников природы, водных ресурсов, загрязнения атмосферы, сохранения редких видов растений в регионе. Принятая на форуме Резолюция была разослана администрациям пяти городов региона Кавминвод, администрации Кавминвод, в приемные четырех парламентских партий, приемные президента РФ, премьер-министра, полномочного представителя президента в СКФО, Совет Федерации.

Сколько было выступлений общественности, рядовых жителей только в одном Пятигорске в защиту городских лесов на Машуке, Бештау, Дубровке, а также против вырубки зеленых насаждений в лесополосе по улице Московской и сужения границ заказника «Бештаугорский» с целью застройки. Со стороны администрации столицы СКФО был предложен для утверждения план Градостроительства курортного Пятигорска, согласно которому город лишился бы 200 гектаров городских лесов. И только благодаря вмешательству прокуратуры и активных граждан потери в отношении основной климатообразующей составляющей курорта – городских лесов – сократились втрое. Однако вопрос перевода выстроенных на западном склоне Машука в районе улицы Кучуры коттеджей, первоначально предназначенных якобы под курортное использование, в категорию «под индивидуальное жилое строительство» все еще актуален. Хотя Арбитражным судом Ставропольского края по иску прокуратуры было вынесено восемь решений о возвращении в муниципальную собственность земельных участков на территории Пятигорска, переданных в собственность коммерческим предприятиям. Прокуратура края подавала также несколько исковых заявлений об истребовании земельных участков из владения физических лиц. Продолжается и застройка лесополосы по улице Московской несмотря на прокурорские запреты. Построена (хоть пока и не сдана в эксплуатацию) вопреки нормам СанПин «питьевая» галерея практически на территории бювета источника № 4 на улице академика Павлова в Пятигорске.

В апреле 2014 года проходила встреча тогда еще врио губернатора В. В.  Владимирова с блогерами, обсуждались и проблемы городов Кавминвод. В частности из уст активистки из Ессентуков С.  Фатьяновой прозвучал вопрос руководителю края: «У нас к вам просьба – рассмотреть возможность распространения «Зеленого вето» и на зеленые насаждения городов Кавминвод, дабы сохранить целебные ресурсы, имеются в виду не только зеленые насаждения парков и скверов, но и на придомовых территориях, в санитарных зонах и зеленых линиях вдоль дорог». На что Владимир Владимиров тогда ответил: «Полностью согласен – это наша задача (власти) создавать, вести и обслуживать, холить и лелеять деревья во всех городах».

В феврале 2014 года в Ессентуках состоялся круглый стол «Города-курорты Кавказских Минеральных Вод – национальное достояние России», посвященный вопросам охраны окружающей среды, экологии и природопользования на территории городов-курортов Северного Кавказа. Очень своевременной стала разработка законопроекта о Кавказских Минеральных Водах, а также поручение президента страны В.  Путина по присвоению Кисловодскому курортному парку статуса «национального», визиты В.  Матвиенко, создание Министерства по делам Северного Кавказа.

И вот уже 17 апреля 2015 года в краевой Госдуме на заседании по состоянию земельного вопроса на территории края была затронута и судьба особо охраняемых территорий в Ставропольском крае. Согласно данным земельного реестра, на территории края действуют 66 памятников природы и 46 земель под статусом государственных природных заказников. Это всего 2 процента земель, где действует уникальная природная система, а деятельность человека ограничена. Важно вовремя определить территории, где она будет минимальна. Именно об этом говорил на заседании губернатор В. В.  Владимиров. Также Андрей Хлопянов, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды, отметил, что планируется увеличить перечень категорий охраняемых территорий, добавив в перечень участков лесные насаждения, природные ландшафты, водные объекты и микрозаказники. Наконец, завершены ранее запланированные мероприятия по землеустройству и экологическое обследование в 36 заказниках края и 22 объектов со статусом памятника природы, размещенных на 82 тысячах гектаров, а это 80 процентов ныне существующих особо охраняемых территорий. Весь проект рассчитан на период до 2020 года.

Так медленно решается жизненно важный вопрос теперь уже по спасению природных лечебных ресурсов Кавминвод, которые за всю историю существования с лихвой доказали высокую эффективность их использования в целях оздоровления нации. Непозволительно долго зреют чиновники, чтобы предпринимать конкретные шаги по спасению ситуации. Пока думали и заседали, разрабатывали и утверждали законы, время упущено, теперь счет идет на считанные годы, чтобы хотя бы попытаться спасти то, что даровано щедрой природой нашему когда-то благодатному региону Кавминвод.

Нина БЕЛОВА, фото автора