​Курортный статус Пятигорска под угрозой?


В конце апреля 2016 года на заседании краевого правительства в соответствии с распоряжением правительства Ставрополья от 25 декабря 2015 года № 419-рп «Об изучении положения дел и оказании практической помощи органам местного самоуправления муниципального образования города-курорта Пятигорска Ставропольского края в решении вопросов местного значения…» были рассмотрены итоги работы краевой комиссии по изучению положения дел в городе-курорте Пятигорске. Проверка коснулась деятельности администрации Пятигорска, в результате было установлено, что обеспеченность столицы СКФО объектами торговли превышает норму на 17 процентов.

Дав оценку ситуации в целом, зампредседателя регионального правительства Ольга Прудникова сообщила, что в течение трех лет доходная часть бюджета города неуклонно сокращалась. Показатель в 2013 году составлял 3, 801 млрд. рублей, в 2014 году – 3, 476 млрд. рублей, в 2015 году – 3, 469 млрд. рублей. То есть прослеживается четкая тенденция к уменьшению (без учета инфляции). В 2015 году бюджет муниципального образования не получил более 150 млн. рублей налоговых отчислений. Причиной тому – не только кризисные явления, а также недостаточная деятельность чиновников в вопросе наполнения доходной части бюджета.

Положительный, на первый взгляд, момент проверяющие нашли в том, что «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности города-курорта Пятигорска в 2015 году», утвержденный постановлением администрации 20 февраля 2015 год, был полностью реализован. Однако при детальном его рассмотрении выяснилось, что 20 мероприятий из 45 запланированных оказались «ярмарками выходного дня». Что может быть проще: никаких затрат – одни доходы в казну города-курорта.

Кстати, о курорте. Проверяющими было выяснено, что курортная составляющая в экономике города не так уж и велика, а точнее – всего 3-4 процента. Заполняемость санаторного комплекса, предлагающего 6, 5 тыс. мест размещения, на протяжении последних трех лет становится все меньше. Количество прибывших на отдых и лечение в одах оказалось ниже, чем в 2013 году.

Зато на территории Пятигорска функционируют шесть розничных рынков на 3060 торговых мест, и удельный вес торговли в налоговых поступлениях постоянно растет: в 2013 году он составил 22 процента, в 2014 году – 25 процентов, в 2015 году – почти 29 процентов.

Каким же образом и кем выполняются расчеты и утверждаются нормативные показатели по объемам торговых площадей на душу населения? Каким образом контролируется ситуация? Ведь если так и дальше пойдет, то Пятигорску можно будет смело менять статус города-курорта на курортный рынок. Все эти наболевшие вопросы представители общественного курортного города направили в адрес губернатора Ставрополья, откуда они были перенаправлены в краевой комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. Выяснилось, что в январе 2016 года комитетом было установлено: фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов города-курорта Пятигорска на 1000 человек составляла 978 кв. метров, что выше утвержденного норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (далее – норматив) на 17, 3 процента. Расчет нормативов произведен в соответствии с Правилами установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 754, и утвержден приказом комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию от 28 января 2011 года № 13/01-07 о/д «Об утверждении программы развития потребительского рынка и услуг Ставропольского края на оды».

Однако в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года № 291 действуют новые Правила установления субъектами Российской Федерации нормативов и методика расчета нормативов, а прежние признаны недействующими. В соответствии с этим был произведен перерасчет, а норматив минимальной обеспеченности населения города-курорта Пятигорска площадью стационарных торговых объектов с 1 июля 2016 года составил 882 кв. метров на 1000 человек. Соответствующий документ размещен на официальном сайте комитета в Интернете.

Статья 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» позволяет хозяйствующим субъектам при организации и осуществлении торговой деятельности самостоятельно определять вид, форму, способ, специализацию торговли, тип торгового объекта и так далее, а статьей 14 Федерального закона установлены некоторые ограничения. Контроль в данном случае осуществляет Управление ФАС по СК.

В итоге согласно утвержденным правилам, для Ставрополья суммарный норматив составил 476 кв метров на 1000 человек, из них 162 кв метра – по продаже продовольственных товаров, а 314 кв метров – по продаже непродовльственных товаров. Также утверждены нормативы для всех населенных пунктов Ставропольского края, в том числе:

п/п

Наименование муниципальных районов (городских округов)

Суммарный норматив кв. м на 1000 человек

Норматив по продаже продовольственных товаров кв. м на 1000 человек

Норматив по продаже непродоволь-ственных товаров кв. м на 1000 человек

1

2

3

4

5

1.

Пятигорск

882

300

581

2.

Железноводск

411

140

271

3.

Кисловодск

324

110

214

4.

Лермонтов

498

170

328

5.

Минераловодский гор. округ

435

148

287

6.

Ессентуки

379

129

250

7.

Ставрополь

990

337

653

Странные, однако, нормативы: например, Пятигорск расположен на территории в 97 кв километров и более чем в три раза превышает территорию Лермонтова (это 31 кв километр), а норматив по продаже одних только продовольственных товаров на тысячу человек в столице СКФО составляет 300 кв метра, тогда как в Лемронтове – 170 кв. метров, но он не город-курорт. Кисловодск занимает площадь 72 кв. километра – разница с Пятигорском не так уж велика, но на торговлю продовольственными товары там выделена площадь 110 кв метров. Площадь Ставрополя составляет почти 172 кв километра, но по сравнению с Пятигорском площадь под продовольственные магазины в краевой столице, не являющейся курортом, выделена чуть больше.

Также документом утверждено количество торговых объектов местного значения, в том числе:

Ставрополь – 981

Георгиевск – 145

Ессентуки – 284

Железноводск – 182

Кисловодск – 302

Лермонтов – 112

Минераловодский гор. округ – 309

Пятигорск – 867

Кстати, в качестве торговых объектов местного значения подразумеваются магазины и торговые павильоны по продаже продовольственных товаров и товаров смешанного ассортимента площадью до 300 кв. метров, при этом не учитываются магазины и торговые павильоны в крупных торговых центрах. Площадь торговых центров может составлять более 5 тыс. кв. метров – в муниципальных образованиях с численностью населения более 500 тыс. человек; более 3 тыс. кв. метров – в муниципальных образованиях с численностью населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек; более 1500 кв. метров – в муниципальных образованиях с численностью населения до 100 тыс. человек.

Такое ощущение, что в курортном Пятигорске (да и в других городах Кавминвод) с каждым днем объем площадей торговых центров и магазинов становится все больше. Однако далеко не все из них бывают полностью или частично заполнены. Довольно часто на фасадах новеньких торговых центров можно увидеть объявление об аренде площадей. Так и пустуют годами «объекты коммерческого назначения», выстроенные зачастую на месте старинных зданий, составлявших некогда единый ансамбль в архитектурном облике курортного Пятигорска и, к сожалению (возможно, по чьей-то воле), не вошедшие в список объектов культурного наследия. А если и не пустуют, то ассортиментом в большинстве своем некачественных, но дорогостоящих товаров (в основном заграничного производства) народ уже не привлечешь. Ведь подобного рода новостройки в основном строятся под магазины, торговые площади, все больше уродуя исторический облик города. И вместе с тем магазины продолжают строить. И в представленных таблицах наверняка отражены только официальные данные. А ведь бывает и так, когда объект даже не сдан в эксплуатацию (значит, налоги не оплачиваются), а торговля уже во всю идет.

От торговых павильонов и супермаркетов у горожан и отдыхающих уже рябит в глазах, многие приезжие, как и старожилы, сетуют на то, что Пятигорск не узнать. Но им же невдомек, что с помощью точечных застроек под коммерческие цели местные власти ведут город-курорт по «пути развития», из последних сил пытаясь таким образом убедить пятигорчан, что это пополнит бюджет города. Пополнит, но не увеличит доходную его часть настолько, чтобы город мог процветать. А что еще могут предложить местные управленцы, кроме освоенного варианта? Может быть, просто не хотят? Совершенно очевидно, что город-курорт Пятигорск прямо на глазах превращается в город торговых павильонов. Судя по планам градостроительства, планируемые под коммерческие застройки территории будут только увеличиваться. Что же останется от Пятигорска – курорта федерального значения с уникальными природными богатствами, через 50, 100 лет, если так же стремительно будут «наступать» торговые ряды?

Нина БЕЛОВА