​Под небом Греции


В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась выставка «Под небом Греции». Новая экспозиция создана в рамках Года Греции в России, и это уже вторая экспозиция, посвященная Элладе из «Золотой коллекции», недавно мы рассказывали о фотовыставке греческого мастера Костаса Асимиса, которая была посвящена горе Афон, жизни, быту монахов. На этот раз цель выставки была показать влияние античной культуры на европейскую и русскую живопись. Она о том, как мифы, легенды древних греков стали неотъемлемой частью архитектуры, отразились в оформлении интерьеров, посуды, мебели.

Тематически экспозиция делится на три части: «Культура и мифология Древней Греции и ее преломление в европейском и русском искусстве», «Художественная коллекция ставропольских купцов Алафузовых», «Архип Куинджи и его ученики». Купцы Алафузовы и художник начала ХХ века Куинджи выбраны не случайно – они были греками, к тому же именно в купеческом особняке был в свое время основан музей изобразительных искусств. Для каждой части выставки отведены отдельные залы музея. Хронологический подход позволяет продемонстрировать, как формировалось вдохновленное античными образцами художественное искусство Европы и России. И, естественно, у каждого экспоната есть своя история. О ней можно узнать не только от экскурсовода, прочитать тут же на специальных табличках, но впервые музей использовал новые современные технологии. Ноу-хау заключается в том, что экспонаты оснащены QR-кодами. И любой, у кого есть мобильный телефон с фотокамерой, может поднести гаджет к QR-коду и высветившаяся информация расскажет об истории их создания или биографии автора. Для этого надо только, как рассказала замдиректора Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Елена Бондарева, установить специальную программу для распознания.

В первом зале представлены предметы периода архаики, живопись, скульптура античного времени. Эти экспонаты – слепки с древнегреческих оригиналов, однако есть и подлинники – античные керамические изделия Северного Причерноморья, посуда, глиняные светильники V-VI веков до нашей эры – они были подарены в 60-х годах ХХ века музеем «Эрмитаж». Тут можно познакомиться с небольшими терракотовыми скульптурами Афродиты и Деметры, амулетами (например, египетским фаянсовым амулетом с изображением Гермеса 1 век до н. э. , амулетом-бюстом из египетского фаянса), бесцветными стеклянными бальзамариями периода Босфорского царства, чашами из Пергама и Фанагории. Также много терракотовых фигурок – по-видимому, домашних оберегов.

В этом же зале – знаменитая «Танцующая менада» Лисиппа (4 век до н. э. ), придворного скульптора Александра Македонского. Это слепок с оригинала, но сделан он с таким мастерством, что передает воздушность, прозрачность длинной туники, которая не скрывает стройность и гармонию изгибающегося в танце тела жрицы Диониса, обутой в легкие сандалии. Здесь же и надгробный барельеф, и бюсты древнегреческих философов и поэтов. С ними соседствуют гравюры, воссоздающие фрески титанов эпохи Возрождения: «Геракл, одолевший Немейского льва» А. Шустова, (начало XIX века), знаменитая Дельфийская Сивилла (выполненная итальянцем Фабри с оригинала Микеланджело в VIII веке) и другие. Напротив, на стене, картина маслом В. Измайловича «Похищение Европы» конца XIX века – великолепная копия Паоло Веронезе, рядом – два подлинника Анжелики Кауфман (немецкой художницы, прославившейся портретами царской семьи и придворных, работы конца XVIII – начала XIX веков), изображающие муз истории и театра – Клио и Мельпомену. Чудесная небольшая картина-подлинник Джулио Кариони XVII века изображает «Детский хоровод» – танцующих шаловливых амуров, а под нею – слепок со скульптуры флорентийца Донателло «Амур с тамбурином» (XIV век). Еще одна удивительная по экспрессии, редкая статуэтка из бронзы «Амазонка» на мчащемся коне, которая собирается метнуть копье, работа Франца фон Штука. Это подлинник, которому позавидует любой именитый музей мира. Франц фон Штук (1863-1928 годы жизни) – немецкий живописец и скульптор, сын деревенского мельника, один из лидеров символизма в европейском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков. Его знаменитые картины – «Сфинкс», «Люцифер», «Пан», «Раненая амазонка», «Юный Бахус» – повлияли не только на художников, но и на поэтов. Иметь в ставропольском музее такой экспонат – большая честь.

В следующем зале работы, которые раньше принадлежали меценатам и собирателям живописи, почетным гражданам города – купцам Алафузовым. Это и живописные полотна А. Мещерского «На реке», картины Шарля Перонне «Улица в Каире» и «Мечеть», декоративные скульптурные группы детей, немецкая посуда. В следующем зале можно познакомиться с полотнами Льва Лагорио «Итальянский горный пейзаж», несколькими пейзажами А. Шильдера, Юлия Клевера («В парке Гатчинского дворца», 1894 год), картиной Генриха Семирадского «Сократ застает своего ученика у гетеры» (1875 год), восхитительной «Дианой» Оскара Гофмана, которая ночной порой собирается на охоту, «Видом Судакской бухты» кисти Айвазовского (1879 год). Некоторые работы не выставлялись много лет, в том числе копия картины Гвидо Рени «Раскаяние апостола Петра», предположительно – работы Марченко, две работы неизвестных авторов (копия с картины Мурильо) «Мадонна с младенцем» и «Мадонна в кресле (копия с оригинала Рафаэля). Как писал краевед и историк Г. Прозрителев: «В доме Алафузовых была устроена прекрасная художественная галерея, где демонстрировались полотна известных мастеров Европы и России». И, что важно, эта галерея была доступна не только узкому кругу лиц. Ее могли посещать гимназисты, общественность. Что с нею стало, это уже другая история…

Как объединяющее звено между искусством Греции и России, на выставке показано творчество русского грека Архипа Куинджи, великолепного пейзажиста, тонко чувствовавшего красоту русской природы. Он любил рисовать закаты (специалисты считают это одним из труднодостижимых для изображения явлений в силу его краткости во времени). Говорили, он захвачен магией света. И. Репин писал о нем: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». Небольшие этюды «Сумерки в степи», «Зима» дают представление о его художественном методе. Они поступили в Ставропольский музей из Русского музея, который, в свою очередь, получил их от «Общества Куинжди», объединявшего 101 художника. Часть работ мастеров, входивших в это объединение, представлена в экспозиции. Экспонируемые на выставке работы уникальны, они переносят зрителя в разные эпохи, выполнены разными по манере и стилю мастерами, но их объединяют древнегреческая культура и философия, обогащая впечатлениями зрителя XXI века. Выставка продлится до конца лета.

Ирина Морозова