Золотая коллекция


В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств в рамках Года культуры открылась новая версия экспозиции «Золотая коллекция». На презентации выставки «Так далеко, так близко» собрались художники, музыканты, поэты.

С приветственным словом экспозицию открыла директор музея Зоя Белая, поздравил коллег с успехом и председатель краевого Союза художников Сергей Паршин. Помощник директора краевого музея изобразительных искусств Светлана Дубинина рассказала о том, что на выставке представлена художественная жизнь России XVIII – начала ХХ века. Более того, экспозиция позволяет проследить историю и систему художественного образования в России на примере исполнения произведений живописи, графики, скульптуры мастеров, принадлежащих к различным художественным школам России: Академии художеств, Рисовальной школе Общества поощрения художников, Центральному училищу технического рисования барона Штиглица в Санкт-Петербурге, Московскому училищу живописи и ваяния, Строгановскому училищу, Московскому училищу Ф.М. Рерберга, Арзамасской рисовальной школе. Характер и содержание произведений демонстрируют своеобразие школ и их отличительные особенности.

В экспозиции огромный раздел представлен Санкт-Петербургской Академией художеств, что не удивительно, ведь это была главная художественная школа с 1757 года. Тут и работы художников, связанные с первым этапом ее существования, с периодом наивысшего развития и со знаменитым «бунтом четырнадцати» 1863 года, осуществленным передвижниками. На выставке можно познакомиться с работами Ф. Бруни, А. Мещерского, А. Боголюбова, Г. Семирадского. Каждое из этих имен – легенда. К примеру, Федор Бруни – сын швейцарского итальянца, «мастера живописного и скульптурного дела», который в 1807 году переехал с семьей в Россию. В 1809 году юный Ф. Бруни был принят в Воспитательное училище при Санкт-Петербургской Академии художеств. Закончив Академию, весной 1820 года он по приглашению княгини 3инаиды Волконской отправился в Италию, там и пришла к нему первая известность. Крупный успех принесла ему картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824 год), в которой удивительно гармонично сочетается строгость стиля классицизма с искусством романтизма. Черты романтизма проступали и в других работах Бруни – в знаменитом портрете 3. Волконской в костюме Танкреда, особенно в картине «Вакханка, поящая амура» (1828 год), отличавшейся радостной чувственностью. В 1836 году ему пришлось вернуться в Санкт-Петербург, где он и К. Брюллов были назначены профессорами в Академию художеств. В начале 1837 года он написал портрет А. С. Пушкина на смертном одре, размноженный литографией и получивший широчайшую известность. Арсений Мещерский – известный пейзажист, он писал природу южной и северной России, Крыма и Кавказа. Благодаря его картинам мы можем увидеть эти места такими, какими они были в середине 19 века. Не менее интересен маринист Алексей Боголюбов, внук А. Радищева. Он писал не только морские пейзажи, но был одним из первых мастеров русской батальной марины. А вот Генрих Семирадский, выходец из семьи полкового врача-поляка, вошел в историю русской живописи как художник, писавший на евангельские и античные сюжеты. Шумный успех и европейскую известность ему принесла вторая крупная картина «Христос и грешница» (1872 год).

Яркие живописные и графические образы познакомят гостей экспозиции с творчеством четырех «бунтарей»-передвижников: А. Корзухина, А. Литовченко, В. Верещагина и К. Маковского, образовавших вместе с другими «Художественную артель», впоследствии преобразованную в Товарищество передвижных выставок. С появлением училища живописи и ваяния в Москве в сороковых годах 19 века возникла «московская школа», продолжавшая развивать реалистические традиции, противостоящие академизму. С Московским училищем живописи, ваяния и зодчества связано становление многих художников, и их работы также хранятся в музейном собрании. Строгановское художественно-промышленное училище представлено картиной А. Васнецова «Сумерки», портретной зарисовкой 1912 года, выполненной С.В. Виноградовым, двумя пейзажными работами В.В. Переплетчикова, живописным этюдом Д.А. Щербиновского – любимейшего учителя целого поколения художников Строгановской школы. Самостоятельный раздел выставки посвящен искусству Италии. Из собрания музея представлены слепки, копии с оригиналов и уникальные подлинные произведения живописи, графики и скульптуры Древнего Рима, эпохи Возрождения, XVII-XIX веков. Представляемый вариант экспозиции «Золотая коллекция» показывает развитие художественного образования и ярко демонстрирует вклад художественных школ и их представителей в культуру России.

Ирина МОРОЗОВА, фото автора