Закон охотников разочаровал


Закон, призванный упорядочить ведение охотничьего хозяйства и использование имеющихся в крае ресурсов, до сих пор вызывает немаловопросов. Федеральное законодательство говорит о том, что на территории субъекта должно быть не менее 20 процентов общих охотничьих угодий, а остальные могут передаваться в аренду, чтобы проводить работы по воспроизводству животного мира. Карта Ставропольского края сейчас состоит из 112 охотничьих угодий,82 из них могут быть предоставлены частникам, остальные - в ведении государства. Основная часть уже передана в аренду пользователям на срок до 50 лет.

Большинство предпринимателей заинтересовано в цивилизованном ведении собственного бизнеса. Как считают депутаты, пример рачительного использования арендованных угодий – хозяйство «Бурукшунские зори». Здесь главной целью ставят сохранение и воспроизводство животного мира. Разработан и осуществляется комплекс защитных мероприятий, вкладываются немалые средства в обводнение лиманов для восстановления популяции промысловых птиц и степных животных, численность которых за последние годы существенно сократилась в результате засухи.

Наряду с этим у всех подобных хозяйств немало общих проблем. Как прозвучало на заседании, сельскохозяйственные организации частенько вносят в почву запрещенные ядохимикаты, что приводит к гибели животных. Нарекания вызывает и поведение самих охотников, после которых охотоведы вынуждены очищать угодья от завалов бытового мусора. В числе проблем, обозначенных представителями государственных органов: несвоевременная уплата налогов и предоставление отчетности, несоблюдение порядка учета животного мира. А в продолжение разговора прозвучало, что частные охотничьи угодья нередко не выдерживают конкуренции с общедоступными. При равном количестве выдаваемых охотникам разрешений стоимость путевки у предпринимателей гораздо выше. Такие условия приводят к колоссальной нагрузке на доступные угодья, но об их восстановлении зачастую никто не заботится.

Кстати, охотники Ставрополья тоже выражают свое недовольство реализацией закона. В Зеленокумске, например, в прошлом году Советское общество охотников и рыболовов было разделено на четыре участка: два выкупило частное лицо, одно – государство, еще одно - общество охотников и рыболовов. Как рассказывают любители охоты,когда был один хозяин, на территории проводились биотехнические работы, выпускали зверя и птицу,платили за это охотники 600 рублей в год. После разделения путевки стали стоить более двух тысяч рублей, и какие-либо работы по охране, по воспроизводству зверя не ведутся. Единственное, что наблюдали граждане,это выжигание стерни и лесополос. Такое отношение к природе не устраивает охотников Ставрополья.

Есть и другие проблемы. Например, волнует многих вопрос, почему разрешения на добычу выдаются не на всю площадь общедоступных охотничьих угодий Ставрополья, а отдельно на каждое?Как сообщается на сайте министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, в соответствии со статьей 38 ФЗ от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ об охоте, нормы пропускной способности охотничьих угодий устанавливаются исходя из нескольких факторов. Для каждого вида охотничьих ресурсов в одном и том же угодье пропускная способность будет различной, причем она может довольно существенно меняться со временем, что зависит от состояния и количественных показателей популяций. В самом деле, на официальном сайте профильного министерства, размещена специальная таблица с указанием конкретной пропускной способности каждого охотничьего угодья Ставрополья.

Как считают в министерстве, охотник, получивший одно разрешение на все общедоступные охотничьи угодья, фактически имеет право производить добычу в пределах нормы на всей территории Ставрополья, при этом количество охотников в определенном охотничьем угодье отрегулировать невозможно. А это в свою очередь приводит к критической и неконтролируемой охотничьей нагрузке на территорию, уничтожению и деградации популяций.

Учитывая вышеизложенное пунктом 3 статьи 8 Закона Ставропольского края от 10 мая 2011 года № 39-кз «О некоторых вопросах регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов», разрешение на добычу выдается только на одно охотничье угодье, указанное в заявлении. Следует отметить, что эта норма распространяется как на общедоступные, так и на закрепленные территории.

Понятно, что в министерстве беспокоятся о воспроизводстве популяций, но местные охотники считают, что в последнее время ситуация на Ставрополье ухудшилась. Беда в том, что «приватизаторы леса» совершенно забыли об интересах простых охотников, им недостаточно тех 20 процентов территории, которые остались в общественном пользовании. Проблема в том, что на эти земли пускают по квотам. В ответ местные власти объясняют, что ничто не мешает купить путевку на частные земли. Но тут возникает другая проблема: государственные лицензии на отстрел животных стоят недорого, а вот частники могут устанавливать любые цены, при этом имеют полное право не пускать на свои земли «посторонних». Что они, разумеется, и делают. Новый порядок, прежде всего, ударил по небогатым сельским жителям, для которых даже 1,5-2 тыс. рублей - порой непосильная цена. Как рассказывают охотники из Пятигорска, на территориях нет необходимого контроля, во время охотничьего сезона по ночам процветает браконьерство. Ценовая политика на частных угодьях поражает своим «разнообразием», на некоторых территориях для охотников из столицы СКФО устанавливается ценовой коэффициент 4 и более. При этом особого сервиса или комфорта ожидать не приходится. Не проводятся лечение, подкормка животных. Такая ситуация наблюдается на некоторых угодьях Минераловодского, Александровского, Новоселицкого и Предгорного районов. Тем не менее, охотников стало больше, а дичи, соответственно, меньше. Но ведь когда участки передавались через аукцион, с пользователями заключалось соглашение, в которомбыли оговорены все условия воспроизводства животных, растительного мира, рубки, работ по уходу за угодьями. Поэтому любую информацию об игнорировании условий хозяевами угодий необходимо сообщать в надзорные органы, в том числе и в министерство. Но, судя по всему, постоянно за арендаторами в крае никтоне следит, мониторинг не проводится, а если и проводится, то формально. Раз в три года министерство с помощью спутника должнопроверять, как частники выполняют обязательства, прописанные в соглашении. Дважды в год должен проводиться пересчет животных: если уменьшается их количество, значит, идет нерациональное природопользование.

Если бы не ситуация с безопасностью, охотники края с удовольствием ездили бы в Кабардино-Балкарию, где основная часть угодий принадлежит ФГУП «Нальчикское охотничье хозяйство», в республике действуют пока два частныхпрофильных предприятия. Путевка, в отличие от Ставрополья, берется одна, а охотиться можно на всей территории республики, кроме частных территорий. Весной депутаты Ставрополья запланировали ряд ознакомительных выездов на общедоступные и находящиеся в руках инвесторов угодья с целью изучения ситуации, вполне возможно, что выводы, которые они сделают, приведут к новым законодательным инициативам.