Важно знать психологические предпосылки

13 марта, 2019, 08:51

Закир Шарыпов — специалист

Казанского федерального университета, ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования, Института международных отношений, истории и востоковедения —прочел курс лекций для молодежи региона в Пятигорске.

В Татарстане его знания и опыт используют в целях профилактики экстремизма и противодействия деструктивным сектам. Что происходит с людьми, которые попадают в секту, Закир Шарыпов знает не понаслышке—сам когда-то прошел этот тернистый путь заблуждения. Член Ассоциации психологической помощи мусульманам, Закир Шарыпов десять лет провел в секте. Раз в полгода спасал мир, посещая религиозные семинары. Получив зарубежное теологическое образование, он стал не просто адептом, а создал и возглавил ячейку в своем городе. «Я вообще тогда потерял внутреннее состояние гармонии, спокойствия. Какого-то мира в душе мне не хватало много лет»,—рассказывает журналистам Закир. Увлеченный своими деструктивными идеями, мужчина потерял семью, но хватило сил вырваться самому. Теперь последние десять лет Шарыпов склеивает жизнь по кусочкам. Получил два высших образования, помогает тем, кто попал под влияние сектантов. Его специальность—контраргументация экстремистских тезисов. Он разработал циклы научных семинаров, лекций и выступлений, названия которых говорят о важности обсуждаемых тем, связанных с противодействием преступникам, занимающимся вербовкой в террористические организации: «Основы профилактики экстремизма среди молодежи», «Психологическое консультирование мусульман: основы теории и практики», «Как определить ислам или исламистский культ», «Психологические предпосылки попада-
ния в мусульманские деструктивные культы» и так далее. Со своими семинарами и лекциями ученый объездил всю страну, рассказывая слушателям, как не попасться на удочку вербовщиков и манипуляторов.

Для наглядности ученый приводит нетривиальные примеры: что общего у тоталитарных сект, Данко из горьковской «Старухи Изергиль» и шотландца Уильяма Уоллеса? Обращение последнего к своим воинам можно найти в американском фильме. «В данном случае Уильям Уоллес мотивирует людей выступить против англичан, шотландцев вечно преследуют, англичане их унижают. Но дело в том, что любой способ вербовки или манипуляции используется иногда во благо, иногда во зло», — рассказывает студентам пятигорских вузов Закир Шарыпов.

Успех, свобода, счастье, богатство, любовь, жизнь и смерть… Эти понятия — хлеб вербовщиков деструктивных организаций. Одиночество, психологические травмы и кризисы, потребности в структурированности в жизни и значимости для окружающих — все это является обычно распространенными причинами радикализации людей на религиозной почве. Злоумышленники используют в своих целях вирши, вырванные из контекста святых учений, аяты на определенные темы, включая джихад и даават. «Современное общество так богато альтернативами, а люди вынуждены так много из этого выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения, в свете чего крайне важным является навык индивида систематизировать свою жизнь, расставлять жизненные приоритеты, в том числе в духовной сфере», — считает Закир Шарыпов.

Сектанты, экстремисты, бизнес-тренеры и даже продавцы чудо-посуды, навязывающие кредиты доверчивым пенсионерам, буквально жонглируют человеческими потребностями, призывают вершить правосудие по каким-то своим собственным искаженным законам, кукловоды находят ключи к душам своих жертв. Даже печальная аватарка или картинка на страничке в социальных сетях может сделать пользователя мишенью для религиозных сект, бизнес-тренеров или радикалов.

— Все знают Данко из произведений Максима Горького? Всем людям он освещает путь в темноте, во мраке, и потом в конце концов сам падает и умирает. Вот вам типичный образ сектанта, — говорит Закир Шарыпов. Как правило, вербовщики-экстремисты выискивают новичков в храмах и мечетях.

— Чтобы завербовать человека, порой даже подключают психотропные вещества, — утверждает ученый. — Как правило, одним из признаков, что молодой человек попал в поле зрения боевиков, является тот факт, что после общения с проповедником в душе возникает чувство агрессии, ненависти к окружающим — это уже первый тревожный сигнал, — считает Закир Шарыпов. А еще отсутствие критического мышления. Кто из сектантов назовет недостатки лидеров своего культа или усомнится в учении? Мало кто задумывался, например, что запрещенное в России исламское государство государством на самом деле не является.

— По всему миру прокатилась волна этой информации среди некомпетентной, необра-
зованной мусульманской молодежи. Это был, можно сказать, великий обман. В этом и есть использование тоталитарных методик манипуляции, — говорит ученый. Выбраться из лап радикалов самостоятельно многим не под силу, — отмечает З. Шарыпов. — Не нужно стесняться обращаться к психологам, священникам, имамам. Неразумно бояться покинуть организацию, ведь я и сам, только оказавшись на свободе, понял, что был в кандалах, — советует ученый.

Подготовила Ольга туманова