Дождется ли обновления пятигорский трамвай?


Когда в 1903 году, когда жители Санкт-Петербурга еще пользовались конкой, а в Москве лишь на одной линии конная тяга была заменена электрической, по улицам Пятигорска уже тянули контактные провода и прокладывали рельсы. «Изящные мотор-вагоны, быстро и бесшумно скользившие вчера по рельсам, привлекли целые толпы любопытных», - писала 2 сентября 1903 года газета «Кавказские Минеральные Воды». Тогда факт появления городского общественного электротранспорта упрочил славу пятигорского курорта, а трамвай стал основным экологичным видом транспорта в Пятигорске. Этот вид транспорта городу удалось сохранить и в период нескольких войн, и экономических кризисов. Пятигорский трамвай стал незаменимым средством передвижения для местных жителей и прибывающих сюда для курортного лечения.

В регионе Кавминвод Пятигорск был и остается единственным курортным городом, где главным видом общественного транспорта является трамвай - самое оптимальное средство передвижения. Он и сегодня выполняет свои функции, но далеко не всегда качественно. Одна из визитных карточек Пятигорска становится его слабым звеном. Трамвай все чаще становится участником аварий и дорожных пробок, становится уязвимым из-за некачественной работы городских служб и управленцев.

От налаженной четкой работы этого вида транспорта во многом зависит, смогут ли большинство работающих горожан, школьников и студентов вовремя попасть к месту назначения. Вроде бы и расписание составлено, и маршрутов мало, но частые поломки и аварии моментально приводят к сбою жизненного ритма столицы СКФО, курорта всероссийского значения. Вместо гордости в последнее время прибавляются только проблемы. И основная из них - это износ основных фондов городского трамвая, который перевозит до 70 процентов населения. Предприятие находится на самофинансировании. Планы принять участие в федеральных и краевых программах при поддержке администрации города так и остались нереализованными. Теперь разговоры идут о привлечении частных инвестиций, чтобы спасти положение.

В идеале ежедневно 44 вагона должны перевозить горожан, но теперь горожанам приходится подолгу стоять на неуютных остановках (зачастую – это место «отдыха» бомжей), Если еще лет 15 назад трамваи ходили чаще почти до часа ночи, а в пять утра уже выходили на линию, то теперь уже после 20 часов вечера многие вагоны идут в депо.

Настоящей проблемой является для всех, кто пользуется услугами этого вида транспорта, стал маршрут № 1. С момента, когда Пятигорский мясокомбинат перестал существовать, трамвай «единица» утратил свою былую востребованность, но по-прежнему сохранил свою актуальность для жителей целого района – исторической части города. Теперь распоряжением Пятигорского трамвайного управления на маршруте № 1 водители вынуждены теперь совмещать свою работу с обязанностями кондуктора. Это вносит простой не только в работу городского транспорта и заставляет нервничать пассажиров. И каждый по-своему прав. На запрос нашей редакции уже приходил ответ из трамвайного управления, в котором объяснялась производственная необходимость в принятии данного решения. Это понятно, но из-за внутренних проблем предприятия не должен страдать город и его жители. Они не должны опаздывать на работу или учебу лишь только потому, что чье-то начальство решило сэкономить. Стоимость проезда на сегодняшний день составляет 19 рублей, что для многих семей является серьезной статьей расходов, но в результате приходится терпеть неудобства. Видимо, трамвайные рельсы в нашем городе не ведут по пути прогресса.

Да и особо комфортными теперь трамвайные вагоны не назовешь, и чистотой они не блещут, хотя в советские годы их салоны убирали и мыли. В 1999—2000 годах выпуск вагонов на линию составлял более 70 единиц, работало несколько двухвагонных поездов. Последнее обновление трамвайного парка произошло в 80-х, а в году 2013 году обновление двух салонов. В целом вагоны сильно обветшали, а теперь еще и не отапливаются. Разве такой «визиткой» можно привлекать курортников?

Есть на нашем городском электротранспорте и «детская» проблема, ведь, помимо взрослых, трамваями добираются в школы многие учащиеся, им нелегко бывает сориентироваться в ситуации, когда трамваи не ходят. Вроде бы и расписание составлено, и маршрутов немного, но серьезные сбои в работе трамваев все равно происходят по тем или иным причинам. Общая длина путей трамвайных - всего 47,8 километра. Кто переживает за то, чтобы сообщение было полноценным?

Пятигорский трамвай с каждым годом работает все хуже – былая гордость потускнела. Пятигорским управленцам давно следовало бы над этим поработать, ведь даже в масштабах такого небольшого города как Пятигорск трамвай остается для горожан важным средством передвижения. В «предвыборной» программе нового мэра Пятигорска Андрея Скрипника прозвучало, что обновление в этой сфере необходимо. Значит, есть надежда, что ожидания пятигорчан в этот раз не обманут. Но не будет ли обновление означать повышение стоимости проезда?

Маршруты трамвая связывают теперь практически все районы города с жизненно важными объектами — вокзалами, рынками, магазинами, учреждениями. Произойдет ли когда-нибудь освоение микрорайона «Западный», куда уже давным-давно было обещали провести трамвайную линию. Сохранить пятигорский трамвай, обновить и модернизировать – это необходимо и для города-курорта в целом, и для всех его жителей. Удастся ли новому главе Пятигорска что-либо изменить в отношении состояния и работы пятигорских трамваев в лучшую сторону?

Нина БЕЛОВА