​Ученые изучают мифические и эзотерические движения


Традиционно считается, что Новый год – это время волшебства, и не только для детей, которые пишут письма Деду Морозу о своих желаниях, но и для взрослых. Новогодние обряды, советы мистиков и оккультистов, рождественские гадания и предсказания гороскопов многие воспринимают всерьез, и может быть не напрасно.

Сейчас мистико-эзотерические движения всерьез изучают ученые. Например, в этом году в Ставрополе на базе СКФУ прошла Χ конференция АИЭМ «Мистико-эзотерические движения в теории и практике: сакральная география, мистицизм и эзотеризм» с международным участием. На мероприятии ученые рассматривали сакральную географию в ее антропологическом, историческом, психологическом и культурологическом измерении. Темы, которые обсуждались экспертами, были довольно разнообразны: сакральная география стран Востока и Запада, проблемы научного изучения священных мест в контексте эзотеризма и мистицизма, другие вопросы.

В мероприятии приняли участие историки, ученые-религиоведы, философы, востоковеды. Для них, например, астрология и алхимия важны как объект научного изучения. В советский период интерес к этим «псевдонаукам» не поощрялся по идеологическим причинам, сейчас эзотерические феномены могут анализировать историки, философы, религиоведы, востоковеды, литераторы, искусствоведы как новое направление в религиоведении, междисциплинарной области исследования.

Несмотря на то, что в России пока не много специалистов-исследователей, которые занимаются вопросами изучения мифических и эзотерических движений от древности до наших дней, география конференции показала, что данное направление в религиоведении состоялось: в Ставрополь прибыли ученые из Тулы, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга.

Одним из инициаторов проведения конференции стал наш земляк - юрист, краевед, писатель, журналист, преподаватель, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права СКФУ Роман Нутрихин.

Роман Владимирович представил доклад «Храм Солнца» на горе Бештау: исследования и гипотезы». Ученый рассказал, что в окрестностях Пятигорска, поднявшись на восточный склон горы Бештау, любой может обнаружить гигантский конусообразный монолит. Он полый внутри, через арочный его проем открывается обзор восточной части неба, который ученые называют «окно». Памятник исследовали разные ученые, но они так и не пришли к единому мнению: какова природа этого объекта. Одни эксперты считают, что он появился вследствие естественных причин, например, благодаря выветриванию, другие предполагают, что монолит – работа рук человеческих, мегалитическое сооружение древних людей. Подобные священные места могли быть центрами, где передавались тайные учения. Роман Нутрихин проанализировал различные гипотезы возникновения, истории и сакрального значения «Храма солнца» и представил их своим коллегам.

В одном из своих интервью Роман Владимирович подробно рассказал об открытиях, которыми поделились другие участники этой конференции.

Так, профессор Джеффри Крайпл из университета Райса из Хьюстена, США, представил доклад «Биологические боги, неопознанные летающие объекты, фиктивные исследования и современная мифология». Ученый рассмотрел современное представление о неопознанных летающих объектах, об инопланетянах, как некий культ, выделяя даже признаки, свойственные абсолютно любой религии.

Поэтичный термин «биологические боги», который он предложил, есть некие высшие существа в мире, где мифология уже ушла из нашего сознания и большинство людей не верят в сверхъестественные силы. Ученый подчеркивает, что инопланетные существа из крови и плоти, прилетающие к нам из более развитой цивилизации, - это все те же старые религиозные представления, но в новой форме. Это миф, который более приятен слуху человека, он адаптирован к современной действительности, имеет все те же функциональные составляющие, которые были у религий и культов на протяжении истории человечества. Ученый объяснил, когда и при каких обстоятельствах начали изучать феномен в США. По мнению Джеффри Крайпла, «пришельцы – это современные боги», а НЛО рассматривается ученым как «технология эсхатологии» (эсхатоло́гия — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и ее переходе в качественно новое состояние).

О многочисленных элементах шаманизма в быту скифов Предкавказья рассказал кандидат исторических наук Д.В. Пикалов, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью СКФУ в своем докладе «Скифская баня» - трансперсональный опыт кочевников Евразии». Дмитрий Владимирович проанализировал труды древнегреческого историка Геродота, который описывал «скифскую баню» как вдыхание дыма от сжигаемой конопли в закрытом шатре кочевниками для достижения экстатических состояний.

По мнению ученого, настоящий смысл обряда понятен только посвященным, «скифская баня» была ритуалом инициации. Изучение этого обряда может раскрыть географию распространения шаманизма в прошлом, а также сделать открытия в истории религии Предкавказья.

Главный инициатор проведения Χ конференции АИЭМ в Ставрополе - кандидат философских наук, доцент Института философии человека РГПУ имени А.И. Герцена Сергей Владимирович Пахомов - ознакомил всех с докладом «Представление о Шамбале в современном эзотеризме». Ученый отметил, что Шамбала была известна по легендам с середины 1 тысячелетия н.э., но по-настоящему популярной стала благодаря трудам Блаватской и Рериха в конце XIX – начале XX века.

Удивительно, как данное представление о мире эволюционировало от салонной фантастики до функционального мифа, который взяли на вооружение большое количество религиозных движений. В целом эзотеризм колоссальным образом повлиял на культуру, музыку, архитектуру, изобразительное искусство и литературу. Серебряный век русской культуры абсолютно невозможно представить без мистических кружков, спиритических сеансов, под влиянием которых творили Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин, Андрей Белый и многие другие поэты. Не зная о развитии эзотеризма, исследователи не смогут глубоко понять творчество этих поэтов и прозаиков, символы, которые они закладывали в основу своих произведений. С другой стороны, это не просто исследовательский интерес, эзотерические представления берут на вооружение новые религиозные движения, вплоть до тоталитарных сект. В период холодной войны подпольная эзотерическая литература зачастую забрасывалась в Россию с Запада. Делалось это спецслужбами, потому что общее развитие эзотерических движений в СССР рассматривалось как форма диссидентства. Как прозвучало на конференции, Гурджиев, Бловатская, Рерих сыграли большое значение в развитии эзотеризма, они были патриотами России и много говорили о значении нашей страны в развитии мира.

Помимо конкретных священных мест, большую роль в мистико-эзотерических движениях играет сакральная география в более широком смысле: представления об устройстве космоса, священном характере сторон света.

Подготовила Зоя Ларина