​Шлагбаум абсурда на стальных магистралях

9 июля, 2019, 15:33

Перед утренней электричкой из Кисловодска в 7 часов в билетной кассе случился технический сбой. Пассажиры столпились у соседней пригородной кассы № 2 акционерного общества.

У окошка выстроилась живая очередь — слепая девушка с палочкой, седовласый старик с палочкой, группа студентов. Но их в упор не замечала кассир, которая высыпала на столик солидный мешочек мелочи и скрупулезно стала пересчитывать монеты, как будто это нельзя было сделать после отправления электрички. Заполучив, наконец, билеты, пассажиры скучились на перроне, с недоумением взирая на закрытые двери. Благо, что прекратился дождь, а то ведь над вторым перроном, у которого «пришвартовался» пригородный поезд, навеса нет. Представляете, каково здесь в снежную метель с пронизывающим ветром. Или, может, теперь у машинистов появился особый график доступа в вагоны.

На ближайшей станции «Минутка» появились контролеры, проверяющие наличие билетов. А буквально через пару остановок нагрянула очередная бригада конкурирующих, видимо, ревизоров с той же целью. А еще через пару минут появился вдруг главный ревизор, который контролировал бдительность своих подчиненных и в очередной раз затеял проверку билетов. Клоунада, да и только. Любопытно, что на обратном пути в Кисловодск после таких же тщательных и неоднократных проверок сотни прибывших пассажиров сгрудились в неимоверной толпе у выхода, где каждому из них пришлось спешно искать в карманах скомканные билеты, чтобы еще раз персонально зафиксировать «зеленый проход» на турникете, приложив к нему уже дважды и трижды проверенный билет. А ведь с началом главного курортного сезона пассажиропоток умножился, как и раздражение сотен людей, униженных ненужным дополнительным контролем.

Как-то похожая ситуация сложилась в общественном транспорте в Москве, где тоже проверяли билеты на турникете при выходе из автобусов и троллейбусов, теряя время на дополнительную процедуру. Столичный мэр Сергей Собянин решил возникшую проблему оперативно и просто, упразднив ненужную «турникетную ревизию». Говорят, на одного безбилетного «зайца» стало больше, а вот пассажиропоток значительно возрос, и время на проезд сократилось. Более того, московский градоначальник принял решение о бесплатном проезде столичных пенсионеров в пригородных поездах.

На днях отмечалось 125-летие со дня открытия движения поездов по железнодорожной ветке от Минеральных Вод до Кисловодска. Ах, какие были замечательные годы. В советские времена электропоезда в курортной зоне курсировали каждые 15–20 минут — с раннего утра до позднего вечера. А теперь движение с вечера прекращается. Так что забудьте о привлекательных гастролях в пятигорском концертном зале «Камертон» или Ессентукском театре — добираться после концерта на соседние курорты нечем. А в эти дни и днем из расписания вычеркнули десятки рейсов, ссылаясь на ремонт железнодорожных путей, который приурочили к открытию массового курортного сезона. А ведь на Кавказские Минеральные Воды едет вся Россия. Причем кисловодская ветвь Минераловодского отделения железной дороги является, пожалуй, самой известной стальной магистралью в стране.

Российские железные дороги по праву воспринимались в стране магистральным направлением, пока нынешние монополисты РЖД не превратили важнейшую отрасль в магистральный ТУПИК. Вспомните совсем недавние времена, когда Президент Владимир Путин учинил публичный разнос Правительству РФ за массовую отмену пригородных электропоездов, потребовав незамедлительно восстановить в стране прерванное движение. По роковому совпадению в те же дни завершила проверку Счетная палата РФ, которая пришла к выводу, что чиновники РЖД провалили намечавшуюся реформу и вместо ожидаемых эффективных мер по сокращению расходов предпочли немыслимый рост тарифов. А чего церемониться — это же наш карман. Причем, монополисты стальных магистралей не ограничиваются грабительскими индивидуальными расценками за проезд. Они еще дополнительно выкачивают огромные суммы из региональных бюджетов. Правительство Ставрополья всякий раз возражает против экономически не обоснованных дотаций, но пригородные компании РЖД навязывают свои условия.

На Кавминводах хозяева стальных магистралей бесцеремонно упразднили сообщение между станцией Бештау и Железноводском, стерев с железнодорожной карты страны… федеральный курорт. Всероссийская здравница у горы Железной оказалась в тупике. Из окошек поездов дальнего следования открывается безотрадная картина: придорожная полоса вдоль железнодорожного пути в зарослях сорняков и мусорных свалок повергает в шок отдыхающих со всей страны. Бывший глава РЖД Владимир Якунин благополучно возглавляет теперь попечительский совет православного Фонда Андрея Первозванного. Вот уж, поистине, пути господни неисповедимы. Руководящий железнодорожник давно ушел в отставку, но дело его живет.

Впрочем, прессе грех жаловаться, потому что монополисты и власть иногда реагируют на критику в печати. Сколько раз нашей газете приходилось писать о несуразности сооружения на привокзальной площади в Кисловодске еще одного, второго и ненужного турникета, пока его все-таки не снесли. А недавно наш еженедельник высмеял транспортный комитет города-курорта, где под саркастические смешки отдыхающих в одних автобусах взимают оплату при входе, а в других — при выходе, где в одних «маршрутках» проезд оценивался в 16, а в других — в 18 рублей. Теперь проезд во всех транспортных единицах установлен одинаковый — 18 рублей. Вот и закрадывается смутное подозрение: вдруг после этих критических заметок и монополисты РЖД последуют примеру автоперевозчиков и в очередной раз взвинтят тарифы за проезд в курортных электричках. Дескать, напросились…

Анатолий КРАСНИКОВ