​Путешествие Воланда по миру

29 ноября, 2019, 10:11

На днях Ставропольский музей изобразительных искусств в рамках цикла выставок «Художники Ставрополья. Юбилеи» познакомил любителей живописи, литературы и театра с большой экспозицией художника Евгения Синчинова, посвященной роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Представленная серия графических работ – иллюстрации к знаменитому роману. Очень многие брались за иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» – и известные мастера, и не очень именитые художники, кто-то выполнил их в классическом стиле, кто-то в гротескном, сатирическом ключе, есть и совершенно фантастические. Е. Синчинов выбрал стиль на грани гротеска и сатиры. Над этим циклом он начал работать еще в 90-х, и только в год 65-летия выставка из 80 графических работ «Путешествие Воланда по миру глазами Е. Синчинова» предстала перед публикой.

Евгений Синчинов известен не только на Ставрополье, его имя знают далеко за пределами страны. Он член Союза художников и журналистов России, лауреат премии губернатора Ставропольского края, четырежды лауреат премии Г. Лопатина в области журналистики, участник и лауреат российских и международных конкурсов карикатур и выставок в России, Украине, Прибалтике, Казахстане, Италии, Греции, Норвегии, Германии, Польше, Югославии, Венгрии, США.

Открывая экспозицию, директор музея изобразительных искусств Зоя Белая напомнила, что в его стенах не раз показывали персональные выставки автора, последняя была посвящена Владимиру Высоцкому и называлась «Лукоморья больше нет...». По словам художника, он был знаком с актером и как-то попросил разрешения «отрисовать» его песни. Высоцкому эта идея показалась интересной, и Синчинов проиллюстрировал их очень экспрессивно и ярко. Он также иллюстрировал книги ставропольских писателей, детские издания, его иллюстрации украшают и первый краевой сборник фантастики «Невероятный мир». Его графику с успехом показывают на выставках в Бельгии, Японии, Турции. А начинал он как карикатурист в газетах «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда», был арт-директором краевого общественно-политического издания «Наше Ставрополье». За годы работы в газетах художник выработал свой неповторимый стиль, который не спутаешь с карикатурами других мастеров. Доставалось от него пьянству, наркомании, курению, много внимания уделял он также проблемам экологии, ну и, конечно, какой карикатурист обойдет тему политической сатиры. В Перестройку, когда, казалось бы, цензура ушла в прошлое, он опубликовал слишком смелую карикатуру на социальную действительность, в результате чего стал свободным, но безработным художником. И «гласность» не спасла... Но, возможно, это было и к лучшему. Это событие Синчинову помогло выйти на международную арену. Его карикатуры стали публиковать федеральные издания, а затем он получил престижную премию в США: гранд-при на Всемирном конкурсе карикатуристов 2000 года. Сегодня практически карикатура ушла со страниц газет и журналов. Е. Синчинов считает, что это сильно обедняет печатные СМИ, которые переключились на фотографии, а ведь рисунок, как иллюстрация к тексту, мог бы сделать многие актуальные темы ярче и визуально интереснее. Это и проблемы экологии, и коммуналки, и спортивная тема, да мало ли острых тем в нашей жизни. Может быть, поэтому Е. Синчинов больше внимания стал уделять иллюстрациям, графике... Кстати, он всегда избегал пояснительных текстов к своим карикатурам, считая, что рисунок, в особенности сатирический, должен быть понятен без слов. На всемирных конкурсах карикатуристов это обстоятельство является важным условием. Но в своих иллюстрациях к роману М.Булгакова, он отступил от этого своего правила: практически каждый лист имеет внизу подпись-цитату из романа. Наверное, это не случайно: чувствуется огромная любовь художника к этому произведению и бережное отношение к тексту.

Этот цикл Е. Синчинов вынашивал долгие годы, и в каждой интерпретации отрывка, в изображении каждого персонажа чувствуется мастер карикатуры и в то же время зрелый художник. Чтобы появился такой цикл, понадобилось многое переосмыслить, так появилось несколько десятков рисунков, посвященных фантасмагорическому путешествию Воланда в Москве. Начинается выставка с графических портретов самого М. Булгакова, выполненных с известных фотографий писателя, к ним приводятся отрывки из его письма советскому правительству за 1930 год. Например, одна цитата напоминает о том, что Булгаков – мистический писатель, а «черные краски, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан язык, означает глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему Великой Эволюции». В другой части письма писатель просит правительство решить его судьбу, поскольку у него, известного в России и за рубежом драматурга, нет работы, «в данный момент – нищета, улица и гибель...».

Е. Синчинов иллюстрирует роман как фантастический и в то же время философско-трагический, реальный мир. Вот здание Массолита – оно видится художнику как громоздкое пресс-папье, низ – в виде кирпичного здания, а вместо крыши – чернильница, из которой торчит ручка, увенчанная серпом и молотом, а крышка чернильницы – пятиконечной звездой. Вообще, пятиконечная звезда часто встречается как символ новой власти на графических листах. Вот председатель домкома, берущий взятку и прячущий ее в свой портфель, стоит на этой пятиконечной звезде и мечтает о Ницце; на другом рисунке кот Бегемот стоит перед кремлевской стеной в виде пятиконечной звезды в чекистских сапогах с замочной скважиной посредине. А вот символически в красной звезде на кремлевской башне свили «домик» вороны, которые вылетают из него и кружат над городом, а Воланд с Воробьевых гор это все наблюдает... Замочная скважина тоже часто встречается в этом цикле, выполняя символическую роль. Так, кот и Азазелло наблюдают через большую, с окно, замочную скважину встречу Коровьева с председателем домкома.

Не обошел художник и библейскую тему романа. Голгофа с тремя крестами и распятыми видится с пригорка глазами римских воинов, она попадает, как в увеличительное стекло, в штандарт в виде лаврового венка и орла на нем. Путь Иешуа на Голгофу тоже решен изумительно – он несет крест, а на нем, на древке, – люди, толпа любопытных, требующая зрелища и вопящая: распни его, распни! Одна из последних гравюр вселяет оптимизм: над кремлевскими башнями со звездами возвышается крест с ликом Спаса в терновом венце, словно предугадывая возвращение к традициям и вере.

Все гравюры цветные, но решены в серо-фиолетово-синей гамме, придающей и передающей инфернальность сюжета. А что касается путешествия Воланда по миру с его ревизией всего сущего, то оно своевременно. Каждый дополнит мысленно этот роман и его воплощение на языке графики по-своему. У кого-то он совпадет с созданными в воображении образами, у кого-то – нет, но опыт художника оставит свой след в душе каждого, кто любит «Мастера и Маргариту». В любом случае, никого выставка не оставит равнодушным и даст пищу для размышлений, для оживления в памяти страниц великого романа. Кроме графических листов, на выставке представлен фотоархивный материал, публикации и книги о жизни и творческом пути Михаила Булгакова.

Ирина МОРОЗОВА