​Пьеса на все времена


Премьера спектакля «Филумена Мартурано» в постановке режиссера Инны Хачатуровой стала настоящим событием для Пятигорского театра оперетты. Впервые герои комедии итальянского драматурга, актера и режиссера Эдуардо де Филиппо предстали перед пятигорским зрителем.

Еще в 60-е годы прошлого века знаменитые итальянские актеры – харизматичный Марчелло Мастрояни и обворожительная Софи Лорен – блистательно исполнили главные роли в известном кинофильме режиссера Витторио де Сика «Брак по-итальянски», созданном по пьесе Э. Филиппо, основоположника неаполитанского театра в Италии. Будущий драматург родился и вырос в семье актера Эдуардо Скарпетта и все детство провел в театральной среде. Повзрослев и увлекшись драматургией, создал вместе с братом и сестрой первую труппу «Юмористический театр Де Филиппо», с которым объездил всю Италию. Позже Э. Филиппо возглавил свой собственный театр. Среди написанных им произведений самой популярной у зрителей стала пьеса «Филумена Мартурано», которая быстро заинтересовала другие итальянские театры, а затем и театры других стран.

Главные герои – Доменико Сориано и Филумена Мартурано – живут вместе уже двадцать пять лет. Они любят друг друга, но законными супругами так и не стали. Чтобы получить долгожданное предложение, Филумена решается пойти на хитрость, тем более что хранит тайну, способную удержать Доменико. Обычная история, характерная для многих семей и сегодня, когда близкие люди перестают друг друга понимать.

– Это сложный спектакль, так как ближе к драматическому искусству, я бы даже сказала к мюзиклу, хотя в основе лежит комедия, – рассказала И. Хачатурова. – Копировать итальянское кино мы ни в коем случае не хотели, да и повторить гениальное невозможно!

Поэтому творческая задача, которая стояла перед труппой Пятигорского театра оперетты, оказалась не из простых. В итоге получилась компиляция из двух пьес, одна из которых была написана по мотивам произведения Э. Филиппо «Чао, мадонна», а другая являлась исходным материалом итальянского драматурга «Филумена Мортурано». Однако сюжетная линия сохранена. Присутствуют в спектакле и музыка, и танцы. Как считает И. Хачатурова, высшая задача любого режиссера-постановщика в том, чтобы зритель не просто почерпнул заряд эмоций от театрального действа, но и о чем-то задумался, выйдя из театра.

И вот, наконец, 28 марта состоялась премьера. В течение всего спектакля на сцене Пятигорского театра оперетты разворачивалась настоящая драма между мужчиной и женщиной, кипели бурные страсти, приправленные итальянским темпераментом.

– Есть актуальные пьесы на все времена, например, как у Шекспира, Чехова и других великих драматургов и мастеров пера, – убеждена И. Хачатурова. – Так и пьеса «Филумена Мортурано» актуальна по сей день, потому что она – о взаимоотношениях мужчины и женщины, тем более в Италии! А это особый менталитет, шквал эмоций и страстей.

Главные роли в данной постановке мастерски исполнили Наталья Виноградова и Николай Бондарев. Дирижер-постановщик спектакля – Василий Ремчуков, балетмейстер-постановщик – почетный деятель искусств Татьяна Шабанова, сценограф – заслуженный художник России Валерий Мелещенков. Яркие танцевальные композиции, оригинальная хореография, великолепные костюмы и декорации, восхитительная музыка в исполнении оркестра театра – все было на высоте, творческая задумка коллектива Пятигорского театра оперетты удалась на славу. Продолжительные аплодисменты и цветы по завершении спектакля стали достойной наградой талантливой труппе Пятигорского театра оперетты.

Полина ТУРГЕНЕВА, фото автора