​От обыденного предмета до коллекционного раритета

28 сентября, 2018, 18:03

Ко Дню Ставропольского края Музей изоискусств вновь порадовал любителей старины, представив частную коллекцию антикварного фарфора.

Презентация прошла в залах «Золотой коллекции» на фоне портретов XVII-XX веков. Прекрасные английские, французские, а также японские сервизы XIX столетия дополнили представление об ушедших эпохах. Всего было представлено 400 предметов из фаянса, фарфора и стекла, а также коллекция пивных кружек из Германии. На открытии экспозиции «От обыденного предмета до коллекционного раритета» присутствовала министр культуры края Татьяна Лихачева, которая вместе с директором музея Зоей Белой внимательно слушала рассказ искусствоведа Ольги Бендюк о зарождении коллекционирования и ставропольских коллекционерах, о появлении фаянса и фарфора, декорировании стекла, надглазурной росписи и гравировке, о том, почему стекло заменило керамику.

Собирательство, видимо, присуще человеку любой эпохи. Уже к I в. до н.э. в античном мире появляются коллекционеры и аукционы, на которых выставлялись редкие предметы. Один из коллекционеров ценностей греческого искусства, наместник Сицилии Гай Верресдаже вошел в историю благодаря римскому оратору Цицерону, который обвинил его в разбое на суде и вынудил отправиться в изгнание. Кстати, и сам Цицерон был собирателем древних артефактов. А Веррес с тех пор стал олицетворением маниакального коллекционирования, когда интерес к раритетам превращается в болезнь. В период Средневековья ценные предметы – религиозную утварь, рукописные книги с миниатюрами на пергаменте собирали в монастырях, потом такие же клады появились в замках аристократов. Самым крупным коллекционером в те времена был король Священной Римской империи Карл IV. Во Франции знаменитым собирателем в этот период стал герцог Беррийский Иоанн (Французский). Постепенно сокровищницы стали превращаться в студиоло – кабинеты, где владелец и ограниченный круг его друзей могли наслаждаться произведениями искусства. Первое упоминание о них относится к 1335 году. Не чужды собирательству были и поэты – Петрарка, Франческо Петрарка, который собирал медали и золотые монеты. В это же время появляются первые кунсткамеры в Европе, откуда по воле Петра 1 они перекочевали в Россию. В XVIII веке, в эпоху просвещения открылись недоступные частные собрания для публики, и первым, кто потребовал сделать их доступными, был французский художник Давид. Именно благодаря нему Лувр стал открытым музеем. Коллекционировали не только книги, картины, церковную утварь и мебель, с легкой руки садовника герцога Бэкингема стали собирать луковицы тюльпанов, других растений, – словом, коллекции были самые разные. А вот кунсткамера саксонского короля Августа 1 в Дрездене положила начало собирательству фарфора.

Самый древний – китайский фарфор, он появился при династии Хань в незапамятные времена. Во времена династии Синь возникла технология раскраски фаянса глазурью, а впоследствии при императоре ЧжуЧжаньцзи в декорировании начали применять кобальт, который в сочетании с синей, глазурованной отделкой, становился после обжига насыщенного синего цвета. Многие считают, что лучший фарфор был изготовлен именно в этот период. При императоре Цяньлун китайцы раскрыли тайну изготовления фарфора. Правда, впервые об этом рассказал французский шпион d’Entrecolles. А в 1743 году сам Цяньлун в мемуарах описал производство фарфора. Часть этих мемуаров имела даже название «20 иллюстраций изготовления фарфора». На выставке в ставропольском музее китайский фарфор представлен чайно-кофейными сервизами «Гейша» и «Глициния», японскими сервизами 30-40-х годов прошлого века «Цветущая сакура», «Феникс», отдельные предметы из сервиза «Дракон». Японский фарфор 1940-х еще называют «оккупационным», его делали специально для американцев с использованием технологии литофания, известной с 1920-х годов. Если смотреть на свет, то на фарфоре проступали фигурки гейш, что весьма радовало американских солдат. Такой фарфор производился японцами в винтажном стиле XVIIIвека для европейцев.

Экспозициязнакомит и с европейским фарфором. Английский фарфор легко отличить по сюжетам и качеству фарфора. У истоков производства английского порцелана – молодой ремесленник, сын гончара, Джозайя Веджвуда (Уэджвуд). В середине XVIII века он основал собственную мастерскую в местечке Берслем, где создал керамическую посуду кремового цвета в честь королевы Шарлотты. Королевская семья приняла Queen'sWare, а мастерская стала известной не только на всю страну, но и на весь мир. Не случайно столовый сервиз из 952 предметов, получивший название «Русский», у него заказала сама Екатерина II, на каждом предмете стоит личное клеймо мастера – зеленая лягушка. Вскоре он расширил производство и перенес мануфактуру в Стаффордшир, назвав ее «Этрурия». Кроме кремовой, Веджвуд изобрел базальтовую и яшмовую фаянсовые массы. Со временем появляются и другие порцелановые фабрики, сервизы украшают пейзажными и цветочными мотивами. В экспозиции музея представлены блюда, тарелки, блюдца из разных чайно-кофейных сервизов XIX-ХХ веков английских мануфактур, украшенных нежным розовым рисунком и кобальтом. Целиком представлены столово-кофейные сервизы: «Старинные замки», «Деревенский стиль» и «Почтовые, придорожные таверны» второй половины ХХ века. Рядом – тарелки французского фарфора 1790 года из серии «Романтик» с подглазурной росписью.

Коллекционер, любезно предоставивший свое собрание фарфора краевому музею изобразительных искусств, 70-летний ставрополецХамзатИсиев рассказал, что все началось с пивных кружек, которые приглянулись ему на одном из блошиных рынков в Германии. Теперь у него уже довольно крупная коллекция европейского и азиатского фарфора. Надо сказать, увлечению собирательством были подвержены и аристократы, и купечество, но1917 год стал катастрофой для коллекционеров. Большинство частных собраний либо уничтожили, либо разграбили, либо конфисковали. Тогда же появился «черный рынок» антиквариата… И несмотря на риск оказаться в тюрьме, многие продолжали тайно собирать ценности. Очень серьезно пострадали коллекции в Ленинграде во время блокады. Со второй половины ХХ века собирательство становится хобби для известных актеров, писателей, ученых, врачей, юристов. Даже космонавты отдали собирательству дань – Гагарин коллекционировал, например, кактусы. В 1957 году было создано Московское городское общество коллекционеров, его участники должны были объединять коллекционеров всех городов и помогать музеям.

Сегодня во всем мире насчитывается около 4 тысяч крупных частных коллекций. В России 40 процентов населения увлечено коллекционированием.

В 2016 году ставропольские коллекционеры отметили 50-летие краевой общественной организации. В числе известных ставропольских коллекционеров – собиратель значков, заслуженный работник культуры РФ Борис Чистяков, шкатулкам отдано сердце кандидата географических наук, доцента СКФУ Анжелики Шестаковой (у нее их более 2 тысяч); ретромашины коллекционируют медики отец и сыновья Кривенко;марки собирал Виктор Голованов, главный специалист ГУП «Наследие« Алексей Калмыков – филокартист… На презентации коллекции фарфора ХазматаИсиева присутствовали также ставропольские коллекционеры Мария Алексеенко и художник Василий Чуйков. Известный дизайнер и педагог В. Чуйков собирает старые гвозди, бытовую технику, автомобильные запчасти, железные замки, которые служат ему часто материалом для создания скульптур, кроме того, у него одна из лучших коллекций плакатов. Вспоминая ставропольских коллекционеров, он назвал Ивана Дмитриевича Дудникова, отметив, что его собрания – мирового уровня, они внесены в американские и канадские энциклопедии. Вспомнилии художника Владимира Секлюцкого, который не только создал дом-музей Ярошенко, руководил им, но и передал в него свою коллекцию экспонатов, которую собирал долгие годы.Под конец Чуйков пожелал «подхватить этот замечательный вирус собирательства молодым соотечественникам, чтобы обогащать культуру страны». Как это когда-то это сделал Сергей Щукин, собравший картиныфранцузских импрессионистов и авангардистов начала ХХ века. 52 полотна до сих пор составляют ядро собрания вмузее имени Пушкина и Эрмитаже.

Впрочем, коллекционирование вещь дорогая, чтобы серьезно заниматься этим делом, нужны и немалые доходы. А пока можно посетитьвыставку старинного столового порцелана.

Ирина МОРОЗОВА,

фото автора