​Музей древностей – возвращение из прошлого


Торжественное открытие Музея каменных древностей под открытым небом на Машуке стало по-настоящему значимым событием в культурной жизни курортного Пятигорска.

Идея воссоздать в столице СКФО эту уникальную историко-культурную достопримечательность будоражила многие поколения ученых и устроителей городов-курортов Кавминвод, но осуществить ее удалось коллективу Пятигорского краеведческого музея под руководством директора музея, кандидата исторических наук, заслуженного работника культуры РФ Сергея Савенко. В 2014 году был выигран грант Минкультуры РФ. Реализовать проект удалось благодаря поддержке Министерства культуры РФ и Минкультуры края. Теперь Музей каменных древностей находится на отроге Машука – горе Горячей, близ Китайской беседки, откуда открывается великолепная панорама Пятигорска.

А в далеком 1849 году по настоянию члена Одесского общества любителей древностей А. С. Фирковича каменное изваяние воина, найденного в Кабарде, было привезено в Пятигорск и размещено в «музее под открытым небом» вместе с другими памятниками: двумя каменными крестами (с греческими надписями) и двумя половецкими каменными «бабами». Так, с 1850 и до 1881 года музей располагался в парке «Цветник» в районе Академической галереи, его европейский аналог был основан лишь в 1891 году.

И вот, по прошествии стольких лет, в Пятигорске воссоздан Музей каменных древностей под открытым небом. На открытие историко-культурного памятника собрались жители и гости городов Кавминвод, официальные лица, знатоки истории и искусства. Всех приветствовал директор Музея краеведения, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ Сергей Савенко:

– Наш музей был задуман не только, как историко-культурный, но и природный музей. И теперь он прекрасно вписывается в природную среду Машука. Еще в середине 90-х годов, когда Пятигорский краеведческий музей готовился отметить свой столетний юбилей, впервые была озвучена идея возрождения Музея древностей. Многих скульпторов, архитекторов, историков и ученых тогда привлекла и заинтересовала эта мысль, были даже разработаны первые проекты. И я благодарен всем, кто помогал в осуществлении задуманного и поддерживал нас. Это очень трудный проект, и остается трудным до сих пор, ведь открытие – это только начало пути.

Сергей Савенко также рассказал, что в экспозиции музея представлены редкие артефакты – 10 ценнейших элементов экспозиции: древние крупные изваяния, кресты, жернова, которые являются немыми свидетелями быта народов различных эпох, населявших когда-то окрестности Пятигорья. Музей создан в виде круглой площадки диаметром 25 метров, разделен на секторы, каждый из которых посвящен истории народов Северного Кавказа – от эпохи камня до нового времени. Центр композиции украшает точная реставраторская копия главного экспоната первого Музея древностей в Пятигорске – статуи Дука-Бека, этокского памятника высотой 2, 65 метра. Его оригинал, датируемый IV веком, находится в Историческом музее в Москве. Среди подлинных экспонатов – фрагмент плиты от дольмена эпохи средней бронзы, каменная ступа позднебронзового века, скифское изваяние воина, раннесредневековый надгробный крест с горы Бештау, ритуальный жертвенный камень «Порог» с изображениями животных. Установлены и копии не сохранившихся каменных монументов. Интересная информация об истории Северного Кавказа собрана на стендах, расположенных по периметру музея.

Появился теперь и новый экскурсионный маршрут «630 шагов по пути к Пятигорскому музею древностей». Именно столько должны будут пройти туристы, неравнодушные к истории Ставрополья, от музея краеведения, минуя Грот Дианы и скульптуру Орла, до новой достопримечательности на горе Горячей.

Замминистра культуры края Денис Сидоренко выразил надежду на то, что Музей древностей станет новой визитной карточкой города и будет пользоваться большим интересом у горожан и гостей курорта, позволит им узнать что-то новое об истории города и региона.

И действительно, столько еще нераскрытых тайн и загадок хранят каменные изваяния. Когда немецкий путешественник и естествоиспытатель Иоганн Гюльденштедт во время путешествия по Кавказу в 1771‑1773 годах посетил Большую Кабарду, то увидел каменное изваяние воина на кургане у реки Этоко. Он заметил, что на нижней части изваяния рельефно изображен человек, стреляющий из ружья, а огнестрельное оружие появилось на Кавказе в конце XV – начале XVI века, поэтому сделал предположение, что Дука-Бек, скорее всего, относится к этому периоду.

Канцлер, граф Николай Румянцев в 1823 годе приезжал с научной экспедицией в Пятигорск. В своих заметках он написал: «…статуя тем более интересна, что начертана на неизвестном языке буквами, составленными частью из греческих, а частью из славянских. После подписи высечены разные грубые фигуры. Одна изображает двух рыцарей». Просветитель адыгейского народа Шора Бекмурзин Ногмов в 1893 году сделал попытку расшифровать текст, отметив, что «в этой греческой надписи можно многое разобрать и, между прочим, имя Баксана…».

В 1947 году профессор Г. Ф. Турчанинов дешифровал текст с позиции греческого и адыгского языков, а его последователи резюмировали полученные сведения, сопоставив их со словами «Повести о Баксане, сыне Дауове»: «Восемь сыновей Тауо, воспитанник – сын Пак погибли в сражении с утами. Плеяде сыновей восьми мужчинам (или восьми храбрейшим) посвящен (памятник)». К концу 50-х годов XIX века сведения о Дука-Беке проникли в Западную Европу благодаря путешественнику Флориану Жиллю, писавшему, что статуя «остается загадочной». Он слушал и записывал рассказы местных жителей о том, что якобы в ущелье реки Кефар, в 6 верстах от бывшего аула Сидова, существует 300 подобных каменных фигур.

Какому народу принадлежал Дука-Бек, до сих пор точно не определено. В литературе его характеризуют, как памятник-надгробие знатному воину-кабардинцу. Начало этому представлению положили М. Броссе и Ш. Б. Ногмов. Но кажется странным, что уже во время путешествий И. Гюльденштедта и Я. Потоцкого местные жители не могли найти объяснения статуе и «не имели никакого представления о ее происхождении». Иконографический анализ изваяния тоже не дает однозначного ответа на этот вопрос. Несомненно то, что статуя Дука-Бек уникальна и навсегда связана с историей Пятигорья и региона Кавказских Минеральных Вод.

Еще одним особенным моментом, добавившим исторической значимости дню открытия Музея древностей в столице СКФО, стала передача каменного экспоната, датируемого IV – III тыс. до н. э., с изображением Древа жизни (эпоха бронзы). Коллекцию каменных древностей пополнил кандидат исторических наук Андрей Белинский (ООО «Наследие»). И ей сразу же было определено место в музее.

Много почетных гостей посетило Пятигорск в тот день. Среди них – директор Национального музея КБР Ф. Наков, директор Краеведческого музея села Прасковея Ю. Обухов, старейший краевед, исследователь памятников Музея древностей доктор исторических наук В. Кузнецов, председатель Кавказского Географического Общества А. Кругликов. Все они подчеркнули особое богатство культурно-исторического наследия Ставрополья, его уникальную самобытность, а такие предметы истории, как экспонаты музея, позволяют людям видеть и ощущать реальность прошлого.

Сама по себе идея воссоздания Музея каменных древностей изначально помогает осознать всю глубину наследия истории и культуры, которая присуща земле, на которой живут народы Северного Кавказа, многоконфессиональной, многонациональной, полифункциональной территории. И район Кавказских Минеральных Вод издавна привлекал к себе внимание исследователей и путешественников красотой синих гор, многообразием целебных источников, плодородной землей и самобытной культурой народов, живших по своим законам и слагавшим чудесные легенды, которые навеки запечатлены в фольклоре.

Полина ТУРГЕНЕВА

Фото автора