​Живописная Россия-2019

9 октября, 2019, 16:53

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств состоялась презентация выставки «Живописная Россия-2019».

Это передвижной выставочный проект, созданный четыре года назад, он ставит цель исследовать и показать все направления и тенденции, которые существуют в российской живописи, ее положение в мире современного искусства, в которое входят «арт», «арт-сцена», «арт-практика», «арт-критика». Руководитель проекта – народный художник РФ, академик РАХ, первый вице-президент ТСХ России Евгений Ромашко, творчество которого хорошо известно ставропольцам, его выставки неоднократно проходили в стенах Ставропольского музея изобразительных искусств. Несомненно, что российская художественная школа вобрала в себя опыт мировой живописи, не забывая при этом собственный, используя возможности новых материалов. В этом году «Живописная Россия» показывает такие школы и направления, как «суровый стиль», ленинградскую школу, абстракцию, традиции большой картины, уникальную формацию «Малой Грузинской», пленэра, яркие пластические тенденции и др. На самом деле канонических сюжетов, как и в литературе, так и в живописи, немного, но важно, в каком ракурсе, как они интерпретированы, как поданы.

О масштабности проекта можно судить по количеству участников и представленных полотен – 150 картин 63 российских авторов, из них 26 народных и 9 заслуженных художников еще с советских времен, 30 академиков, 15 член-корреспондентов и почетных членов Российской Академии художеств. Привезены две поздние работы Гелия Коржева из частной коллекции: «Юдифь» (1990) и «Скорбный дуэт» (2007). В первой библейский миф интерпретирован совершенно нетрадиционным образом. Обычно Юдифь показывают с отсеченной головой вражеского полководца, а здесь автор изобразил голову еще живого Олоферна, которую за волосы держит карающая рука, и этот полуслепой старец вызывает сочувствие. «Перевернутый» сюжет заставляет по-новому увидеть ситуацию. «Скорбный дуэт» изображает старого трубача и скелет с тромбоном – мотив смерти, на закате художник часто использовал череп в своих работах. Коричнево-бежевый колорит в сочетании с красным усиливает мотив смерти и трагизма.

Творчество ныне здравствующих из старшего поколения представлены полотнами З. Церетели, братьев Ткачевых, В. Сидорова, А. Любавина, К. Худякова, А. Суховецкого, Ю. Калюты, В. Глухова, В. Калинина и др. Как всегда, полотна З. Церетели жизнеутверждающие и оптимистичные. Таков натюрморт 2018 года из серии «Переделкино», в котором использована интересная техника выпуклых капель-мазков на подсолнухах. А рядом портрет грузина в национальном костюме из серии «Бебико» (что в переводе означает «Бабушка», 2017), напоминающий наивное искусство Пиросмани. И какое же современное искусство без абстрактного направления. Оно долго боролось за право на существование с середины ХХ века, полотна этого вектора живописи также представлены на вернисаже, их не меньше, чем полотен реалистического искусства.

Экспозицию открыла директор музея изобразительных искусств Зоя Белая, с приветственными словами выступили и московские гости: бессменный руководитель проекта и сам участник выставки народный художник Евгений Ромашко, а также член-корр РАХ Леонид Бажанов, один из кураторов проекта. Вместе с ним передвижной проект курируют С. Гавриляченко, В. Лагутенкова, В. Пацюков, А. Рожин и А. Флорковская. Все они являются ведущими специалистами в области современного искусства. Они рассказали, что в проект вошло 8 основных направлений, в которых развивается современное искусство, и цель проекта была познакомить с ними профессионалов и любителей живописи. Причем важно было представить искусство живописи диахронически, поэтому каждый из разделов вмещает в себя как имена мэтров, отцов-основателей, так и их ярких молодых последователей. Вот почему куратор В. Лагутенкова включила картины ессентукского художника Андрея Новикова в раздел «Мэтры. Разное», где он оказался рядом с И. Лубенниковым, З. Церетели, С. Гавриляченко и другими известными мастерами. Московские гости отметили профессионализм ставропольских музейщиков в организации экспозиции. Нельзя не привести отзыв и ответственного секретаря краевого отделения Союза художников Василия Полякова, отметившего стремление организаторов выставки показать разнообразие страны с помощью собрания стилистически разных произведений. Их объединяет то, что все творцы, как и зрители, живут в одном государстве, и при этом соседство часто противоположных направлений и тенденций не разрушает, а делает культуру только ярче и богаче.

Остается добавить, что первая экспозиция «Живописной Россиии-2019» прошла в Москве в Галерее искусств З. Церетели на Пречистенке, вторая проходит в Ставрополе (она пробудет тут до 26 октября), затем передвижная выставка отправится в Вятку (г. Киров, в художественный музей им. В. и А. Васнецовых, и в конце вояжа – в Саранск.

Ирина МОРОЗОВА,

фото автора