​ФСБ занялась колоссальным недоливом бензина

9 июня, 2018, 14:54

Борьба с некачественным топливом набирает обороты. Масштаб проблемы колоссальный. По разным оценкам, годовой оборот контрафакта на рынке нефтепродукта достигает десяти миллионов тонн. Наиболее критична ситуация с дизельным топливом - доля суррогата в этом сегменте достигает 30 процентов, а в отдельных регионах средний показатель превышает цифру вдвое и даже втрое. Лидирует по числу выявленных нарушений Северо-Западный, Приволжский, Северо-Кавказский и Южный федеральные округа. Как говорят эксперты, главная проблема топлива, особенно дизельного, - в большом наличии в нем серы. Допустимый порог зачастую превышен в сотни раз, хотя по документам показатель в норме. Для проверяющих независимые автозаправочные станции, как правило, используют паспорт качества брендов и таким образом продают некачественное топливо, что ухудшает экологию и здоровье людей. Еще одной серьезной проблемой в масштабах страны является недолив бензина на автозаправках, он составляет порядка 7 процентов от количества оплаченного топлива. Гигантская афера охватила почти весь Юг России, «вирусы» были обнаружены на десятках АЗС в Ставропольском крае, Адыгее, Краснодарском крае, Калмыкии, ряде республик Северного Кавказа. Выявляемые нарушения в этой отрасли привели к нескольким громким уголовным делам.

Так, на прошлой неделе на Ставрополье ФСБ РФ были задержаны работники «Роснефть-Ставрополь» и несколько региональных менеджеров компании «Лукойл». Аналогичные операции прошли и в других субъектах страны, в том числе в Москве. Под стражей оказались территориальные менеджеры «Роснефть-Ставрополь» Олег Колпаков и два сотрудника «Лукойла» — Ковалевский и Юкинский.

В системе «Роснефти» О. Колпаков проработал более десяти лет, он курировал деятельность многих АЗС, имел большие связи. Следствие предполагает, что именно О. Колпаков может быть одним из организаторов преступной группы. ФСБ подозревает также бизнесмена Дениса Заева, который мог разработать и создать уникальные вредоносные программы, позволяющие незаметно для водителей недоливать топливо при заправке их автомобилей. Следователям раньше не приходилось сталкиваться с таким уникальным продуктом. Его вредоносные программы не могли выявить ни специалисты службы контроля нефтяных компаний, которые постоянно проводят проверки на АЗС, ни сотрудники МВД. Когда водитель на АЗС делал покупку, программа автоматически ему недоливала от 3 до 7 процентов от количества приобретаемого бензина. При этом счетчик на колонке и все программы учета у оператора отображали, что в бак залит весь объем оплаченного топлива. Д. Заев также получал процент с нелегальной выручки, который составлял сотни миллионов рублей.

Кстати, некоторые обвиняемые по этому делу активно сотрудничают со следствием, давая признательные показания. Они раскрывают подробности того, как устанавливались и технически обслуживались «вирусы» на заправках. Под арестом сейчас находятся двадцать человек.

Следствие столкнулось с некоторыми сложностями - нет, например, потерпевших, которые написали заявления о мошеннических действиях сотрудников АЗС, автолюбители и не догадывались, что им недолили бензина. Сами же заправки – тоже в стороне, они никаких убытков не понесли. Поэтому доказать статью УК РФ 159-ю (мошенничество) крайне сложно. В данном случае следствие «творчески» подошло к делу. Потерпевшим признали автопарк администрации Ставропольского края, который имел контракты с «Роснефтью» и заправлялся на АЗС, в том числе с «жучками».

Подготовил Олег Климов