​Экологов Кавминвод не допустили на слушания по созданию велотерренкура?


На Кавминводах прошли общественные слушания по проекту строительства велотерренкура, который соединит несколько городов курортного региона. Однако стало известно, что некоторые местные активисты, выступившие против реализации этих планов, пожаловались в соцсетях, что их к обсуждению вопроса на слушаниях не допустили.

По проекту, маршрут послужит основой при создании велосипедной карты Кавминвод и будет совпадать с уже существующими на Бештау велодорогами и тропами, объединит пять гор-лакколитов - Бештау, Машук, Змейку, Развалку и Железную, будет пролегать через города - Минеральные Воды, Лермонтов, Железноводск, Пятигорск и Предгорный район, охватывая различные достопримечательности, вызывающие интерес у туристов. Такие планы озвучил губернатор Ставрополья Владимир Владимиров еще в 2018 году, и их одобрили в краевом Минприроды. Первый этап строительства «Кавминводского велотерренкура» могут завершить уже к 9 мая 2020 года, а полная реализация проекта возможна в случае успешного участия во всероссийском конкурсе «Малые города».

Как прозвучало на слушаниях, которые, кстати, прошли не во всех городах Кавминвод, которые должны быть охвачены проектом, компанией-проектировщиком выступил «Реалпроект», и его представитель рассказал, что планы по строительству сети велодорожек общей протяженностью около 80 километров также подразумевают создание зон отдыха, пунктов велопроката, наличие торговых киосков и малых архитектурных форм.

По мнению многих пришедших на слушания, проводившиеся в Лермонтове и Минеральных Водах, следует обратить внимание и на то, что все эти новшества будут реализовываться на территории Бештаугорского заказника, откуда (в том числе на горе Змейка) постановлением краевого правительства предварительно были изъяты земли, в связи с чем вопрос рассматривается в суде. Например, в одном только в Минераловодском городском округе их площадь составила 25 гектаров. Поэтому при проведении работ следует учитывать требования режима второй и третьей зон округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также границ земельных участков Бештаугорского государственного природного заказника краевого значения, ведь с ними будут соседствовать теперь отдельные участки велотерренкура. Оправданы ли такие потери для заказника? Не станет ли планируемое развитие велоспорта и проведение профильных соревнований очередным камнем преткновения в судьбе природоохранных территорий Кавминвод? Сокращение границ Бештаугорского заказника, использование заповедных земель не по назначению способно навредить экологии нашего целебного края. Так, памятник природы «Гора Змейка» выполняет функцию сохранения биологического разнообразия, а инициатива по строительству велотерренкура будет способствовать увеличению количества людей на этой территории. В истории существования Кавминвод уже есть подобные печальные примеры касательно горы Машук – тоже памятника природы, когда необдуманные действия человека повлекли за собой исчезновение краснокнижных растений, животных и птиц.

Огромное значение имеет соблюдение требований по охране окружающей среды. Об этом на слушаниях в Лермонтове в частности сказала и начальник управления архитектуры, градостроительства и землепользования Алла Лесняк. По ее словам, предусмотрено асфальтобетонное и асфальтово-гравийное покрытие для велотрасс, которые будут пролегать по уже существующей кольцевой дороге.

Граждане, пришедшие на общественные слушания, охотно подключились к обсуждениям, поспешив задать волновавшие их вопросы. Например, лермонтовчане переживают, чтобы реализация заявленного проекта не повлияла негативно на экологическую ситуацию на горе Бештау, так как сохранение чистоты воздуха и лесов в курортном регионе – вопрос крайне важный, да и многие растения, произрастающие на ее склонах, занесены в Красную книгу России. Эта заповедная горная местность является также естественной средой обитания для многих представителей фауны. Поэтому, если вместе с велотерренкуром на горе появятся, как поговаривают, рестораны и кафе, все это может серьезно навредить целебным природным ресурсам Кавминвод.

В этой связи Алла Лесняк заверила участников общественных слушания, что возведение каких-либо капитальных строений проект не предусматривает.

- Мы планируем только твердое покрытие существующих дорог и трасс, которые проложены на горе Бештау с 1927 года. Многие местные жители пользуются ими для пеших и велосипедных прогулок. Наша задача сделать дороги более комфортными для этого, расширения их не будет, - заверила А. Лесняк.

В то же время граждане выразили обеспокоенность тем, что появление твердого покрытия на кольцевой дороге может привести к началу автодвижения вокруг Бештау и неминуемо приведет к повышению антропогенной нагрузки на окружающую среду, образованию новых несанкционированных свалок мусора. Ее доступность должна быть гарантирована только для спецтранспорта – пожарных машин на случай ЧС. Впрочем, запланированная сеть дорог включает и автомобильные – это подъезды к автостоянкам и Второ-Афонскому мужскому монастырю.

Основная цель проекта благая – повышение туристической привлекательности региона Кавминвод, и местные жители это понимают, но опасаются, что в курортной местности без соблюдения необходимых требований при строительстве, а затем эксплуатации велотерренкура, без должного контроля со стороны местных властей и всех ответственных лиц любые, даже безобидные планы могут обернуться самыми плачевными последствиями, как, например, это произошло на горе Горячей в Пятигорске, когда на природоохранной территории была применена тяжелая строительная техника и пострадал природный ландшафт, а при реконструкции парка «Цветник» были допущены технические просчеты и система ливневых стоков не сработала при первом же сильном дожде. О каком абсолютном доверии граждан может после этого идти речь? Кто сможет взять на себя ответственность и дать гарантию, что проект исключает все возможные для курортного региона риски и природа вновь не пострадает?

Наверняка было немало вопросов у общественников, местных экологов - противников проекта строительства велотерренкура на Кавминводах. Но для них почему-то стало проблематичным попасть на слушания (говорят, что не пустили?) и выразить свое мнение, которое могло быть учтено при подведении итогов голосования. А что же их, собственно, волнует больше всего? В соцсетях в качестве аргументов против реализации данного проекта общественники называют, например, произошедшее изъятие земель из границ Бештаугорского заказника без специальной экологической экспертизы, что идет вразрез с федеральным законодательством. Кроме того, они убеждены, что для туристов могут стать опасными прогулки по терренкуру там, где он пролегает по территории карьера и где высока вероятность камнепадов, а также по участкам с повышенным радиационным фоном (такие исследования они якобы проводили).

Кто ответит на возникшие явно не праздные вопросы общественников, чтобы рассеять их сомнения? А проблема мусора на Бештау и склонах других гор-лакколитов, которые будут охвачены велотерренкуром, может действительно усугубиться, ведь проведение системных уборок стихийно образовавшихся свалок там и сегодня не предусмотрено. Силами жителей городов Кавминвод субботники и рейды по санитарной очистке этих территорий проводятся, но без поддержки местных властей этот вопрос полностью явно не решить.

Хотелось бы подытожить сказанное так: все поднятые на общественных слушаниях в городских администрациях и вне их стен вопросы говорят о том, что устроителям мест отдыха граждан, особенно на лоне природы курортного региона, стоит продумывать подобные проекты до мелочей и в строгом соответствии с буквой закона, обеспечивать действительно качественную реализацию предлагаемых идей на деле, осознавать свою ответственность перед жителями региона и в деле сохранения окружающей среды на курортах Кавминвод.

Нина БЕЛОВА