​Алим Абалмасов: аристократ сцены


Бенефис, посвященный юбилею заслуженного артиста РФ и Азербайджана Алима Абалмасова «Летучая мышь», с огромным успехом прошел на пятигорской сцене Ставропольского государственного театра.

На стенах фойе театра в Пятигорске – многочисленные фотоснимки сцен из спектаклей, концертов и бенефисов, портреты известных мастеров сцены и начинающих артистов, вокалистов, артистов балета, талантливых режиссеров, дирижеров, балетмейстеров – всех, кто стоял у истоков творческой деятельности пятигорской труппы, кто и сегодня продолжает блистать на этой сцене и создавать каждый раз поистине волшебное, неповторимое действо. Имя Алима Тихоновича Абалмасова особенно дорого поклонникам театрального искусства. Статный, обаятельный, грациозный, он моментально приковывает к себе внимание зрителей. Его пение безупречно, благородство манер характеризует настоящего аристократа сцены.

Начинал свой творческий путь Абалмасов еще в юные годы, когда поступил в балетную студию при пятигорском театре, став уже через год солистом балета. Но и прекрасные вокальные данные его вскоре были замечены. Во время службы в армии Алима Абалмасова перевели в ансамбль песни и пляски Бакинского военного округа ПВО, а затем – в ансамбль Краснознаменной Каспийской флотилии. Именно первое признание публики и полученные награды помогли талантливому молодому человеку осознать свое истинное призвание в жизни и начать музыкальную карьеру.

Годы учебы в Бакинской консерватории, а затем и начало сценической деятельности в ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа ПВО подарили артисту не только бесценный багаж творческих умений и навыков. Во время учебы в консерватории Абалмасову довелось познакомиться с Муслимом Магомаевым, они подружились и вместе начинали свою певческую карьеру в ансамбле.

– Именно в профессиональном ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа ПВО я получил путевку в жизнь, как, впрочем, и Муслим Магомаев. Я очень благодарен судьбе и художественному руководителю ансамбля Юрию Владимировичу Кедрову, который дал мне дорогу в будущее – стать, как мне кажется, прекрасным вокалистом.

Вскоре Алим Абалмасов уже считался лучшим драматическим баритоном в Азербайджане и какое-то время пел в Бакинском оперном театре. Однако жизненные перипетии и непреодолимая тяга к театральному искусству все же привели его в Бакинский театр музкомедии, где в 1976 году он весьма успешно дебютировал в роли Тассило в «Марице». Уже через несколько лет Алим Тихонович становится ведущим солистом театра, был удостоен звания заслуженного артиста Азербайджана. Восторженная публика рукоплескала ему за блистательно исполненные роли венского репертуара, за мастерски созданный на сцене сложный психологический образ Дон Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи» в постановке Ю. Гусмана, с которым вот уже долгие годы Алима Тихоновича связывают дружеские отношения.

И все же своенравные зигзаги судьбы порой заставляют нас круто менять привычный уклад жизни, ставят перед выбором, испытывают человека, как говорится, на прочность. Подобным образом повлиял и на жизненный путь Алима Абалмасова период смутных, мрачных для нашей страны 90-х годов. Последствия межэтнического конфликта, тревога за близких заставили в 1995 году уже зрелого человека на пике артистической карьеры и творческого успеха решиться на серьезные перемены и вернуться в родной Пятигорск, а в 1997 году – в театр, на подмостках которого Абалмасов когда-то начинал свой творческий путь. Такие испытания под силу не каждому, но Абалмасов, будучи очень волевым человеком, с чувством собственного достоинства, выстоял, стиснув зубы, продолжил работать, не зная устали и отдыха. Пришлось и новые вокальные партии разучивать, и восстанавливать физическую форму, оттачивать артистическое мастерство.

Успех не заставил себя ждать: необыкновенное жизнелюбие и обаяние, прекрасная вокальная школа и широкий актерский диапазон, неоспоримые данные танцовщика – все это помогло легко завоевать любовь зрителей, признание и уважение коллег. И вот уже двадцать лет артист Алим Абалмасов царит на пятигорской сцене Ставропольского государственного театра, исполняя ведущие роли в спектаклях, наполняя каждую из них сердечностью и яркими эмоциональными красками. Каждый выход его на сцену сопровождает шквал аплодисментов, и такая популярность является поистине заслуженной.

Столько им сыграно ролей в спектаклях классического репертуара – «Мистер Икс», «Баядера», «Марица», «Сильва», «Веселая вдова», сколько душевных сил в них вложено, и все они удались на славу благодаря уникальному для оперетты типу интеллигентного, гармоничного артиста, который свойственен Алиму Тихоновичу, а также благодаря его беспрестанному творческому поиску и необычайному трудолюбию.

– Самая интересная вокальная партия для меня, а также актерская роль – это мистер Икс в спектакле Имре Кальмана «Мистер Икс», чем-то характер этого героя перекликается с моим собственным.

«Цыганский барон», «Сорочинская ярмарка», «Травиата», «Филумена Мартурано», «Путешествие на Луну», «Последний чардаш» – всех творческих работ не перечесть. Сегодня Абалмасов исполняет роли и характерного плана в спектаклях «Проделки Ханумы», «Скрипач на крыше», «Все начинается с любви», «Здравствуйте, я ваша тетя». Особую любовь зрителей завоевал артист великолепным, проникновенным исполнением неаполитанских песен, лирических патриотических мелодий современных российских и зарубежных авторов – во время исполнения Абалмасовым песни «Мой путь» на бенефисе зал замер в упоении. Это одна из самых популярных эстрадных песен середины XX века, английский текст которой написан Полом Анкой для Фрэнка Синатры.

Все свои великолепные артистические и вокальные данные с лихвой продемонстрировал Алим Абалмасов в день своего бенефиса 14 мая 2016 года, выступив в роли Генриха Айзенштейна в оперетте И. Штрауса «Летучая мышь».

– «Летучая мышь» Иоганна Штрауса – это один из любимых мною спектаклей за прекрасную актерскую и вокальную роль, у нас он пользуется большим успехом. Последний раз я играл в нем около семи лет назад, а в мой юбилей, по случаю 75-летия, мне захотелось исполнить именно роль Генриха Айзенштейна. Я долго готовился, чтобы быть в соответствующей физической и вокальной форме, исполнить роль на высоком профессиональном уровне.

Стоит отметить, что выступление уважаемого юбиляра на бенефисе, как и всегда, выше всяких похвал. Магия таланта Алима Абалмасова по-прежнему покоряет поклонников его искусства и притягивает зрителей в театр оперетты в Пятигорске.

А сюжет «Летучей мыши» хорошо известен и любим публикой. Эта оперетта – набор розыгрышей, остроумной лжи и переплетенных недоразумений, в которые попадают главные герои, два друга, коммерсант Генрих Айзенштейн и директор театра Фальк. Кстати, в основу сюжета оперетты был взят реальный случай из жизни, когда на бале-маскараде мужчина не узнал свою жену под маской, и был очарован «прекрасной незнакомкой». Сюжет не нов, но по-прежнему актуален: порой нужно скрыться под маской, чтобы быть замеченной собственным мужем! И нужно обладать женской мудростью Розалинды, чтобы выйти с достоинством из этой пикантной ситуации. А как выкрутится из нее неверный муж? Такой спектакль стоит посмотреть!

Партнерами по сцене в день бенефиса Алима Абалмасова стали: заслуженная артистка РФ Ирина Комленко (Розалинда), почетный деятель искусств СК Оксана Клименко (Адель), почетный деятель искусств СК Николай Качанович (Фальк), Вячеслав Ткаченко (князь Орловский), заслуженный артист РФ Николай Смирнов (дежурный тюрьмы) и другие артисты. За дирижерским пультом был главный дирижер Музыкального театра КТО «Премьера» имени Л. Г. Гатова (Краснодар) Виктор Олин.

Хотелось бы пожелать юбиляру, уважаемому Алиму Абалмасову, крепкого здоровья, продолжения успешной творческой деятельности, достойной почитания и восхищения, еще долгие годы блистать на театральной сцене!

Полина ТУРГЕНЕВА

Фото автора