ОСАГО ждут перемены


Потребителям все меньше нравится навязчивый сервис страховых компаний. Вот и на днях прокуратура Курского района Ставропольского края выявила нарушения

в деятельности страхового отдела станицы Курской

ООО «Росгосстрах», которая навязывала дополнительные услуги при приобретении полиса ОСАГО, договора страхования жизни, как обязательного условия.

Прокуратура также усмотрела нарушение прав потребителей в незаконном отказе выдачи страховых полисов ОСАГО. В результате в отношении менеджера возбуждено дело об административном правонарушении.

Вообще в отношении ОСАГО довольно много нареканий со стороны водителей. Как считают эксперты, реформу обязательной автогражданки откладывать уже нельзя – появилась критическая масса недовольных реализацией этого закона людей.

Отрасль ОСАГО давно переживает кризис. С этим не спорит ни власть, ни актуарии, ни эксперты, ни страхователи. Страховщики говорят, что нужно повышать тариф. Эксперты также склоняются к тому, что повышать тариф надо. Даже значительная часть страхователей готова с этим согласиться, если выплаты за причиненный ущерб будут покрывать затраты на ремонт, а сумма страхового покрытия увеличится. Новый госрегулятор страхового рынка Банк России уже предложил повысить базовый тариф – на 23,5%. Но такое решение, во-первых, не подкреплено обоснующими расчетами, во-вторых, как оказалось, предложенная цифра не включает повышение лимита выплат за вред жизни и здоровью со 160 до 500 тыс.руб, как это предусмотрено поправками, уже прошедшими первое чтение в Госдуме. Половинчатое решение без обоснований вряд ли будет способствовать снятию социальной напряженности в связи с проблемами ОСАГО.

Кстати, многие россияне недовольны всей отечественной системой страхования. Для улучшения ситуации подавляющее большинство респондентов ВЦИОМ (95%) предлагают, в первую очередь, упростить процедуру получения выплат. Две трети автовладельцев считают, что следует разрешить регистрацию полиса автострахования через Интернет, а также оформление «автогражданки» на водителя, без привязки к автомобилю.

Судя по результатам опроса, искусственное затягивание реформы приведет к дальнейшей дискредитации института ОСАГО, страховой незащищенности россиян и, как следствие, к росту социальной напряженности. Соцопрос был проведен в связи с грядущей реформой ОСАГО, которая готовится уже второй год. В рамках поправок к закону об ОСАГО водители должны получить массу дополнительных бонусов. В частности, в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области сумма выплат по европротоколу будет расширена до 400 тыс. рублей, в остальных регионах – до 50 тысяч. Кроме того, увеличатся выплаты по здоровью (ущерб, нанесенный потерпевшим) – со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Одновременно с этим будет увеличена и страховая премия по ОСАГО, по предварительным оценкам, на 25 процентов.

Законопроект сначала обещали принять весной, теперь в Госдуме говорят о рассмотрении документа 17 июня. Работа затянулась, в частности, из-за противодействия страховщиков: их бизнес оценивается в 100 млрд. рублей. Закон об ОСАГО появился 10 лет назад. За это время он стал символом неуважения к главным ценностям нашего общества – жизни и здоровью участников дорожного движения. Он защищает человека лишь де-юре. Де-факто пешеход получает жалкие крохи в качестве возмещения, считают многие эксперты.